Posted 20 августа 2021, 13:36
Published 20 августа 2021, 13:36
Modified 30 ноября, 06:58
Updated 30 ноября, 06:58
С момента победы в Молдове на парламентских выборах 12 июля условно проевропейских сил (партии PAS — «Действие и Солидарность») президент этой страны Майя Санду получила очень значимую поддержку своего стремления реформировать бывшую советскую республику по европейскому образцу. Причем, как считает новая власть, сделать это будет одновременно и сложно, и достаточно просто. Сложно — потому что Молдова самая бедная страна региона, даже более бедная, чем Украина (средняя зарплата в Молдавии — $469, на Украине — $525). Просто — благодаря малым размерам и численности населения, а также ее географической, языковой и культурной близости к члену ЕС — Румынии.
Новый парламент 6 августа утвердил и правительство Молдавии, в которое вошли исключительно новые фигуры, без шлейфа скандалов и уголовных дел. При этом, правда, количество самих министерств было увеличено с 9 до 13. Это, конечно, потакание бюрократам, но одновременно и очень разумный ход — он позволит избежать естественного сопротивления со стороны старого чиновничьего аппарата.
Парламент и новое правительство, приступив, наконец, к работе, сразу столкнутся с «приднестровским вопросом», решить который они обещали избирателям. А кроме этого обещали еще многое. В том числе, ликвидировать все силовые формирования непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (армию, полицию, МГБ, суды и т. д.), легитимизировать в Молдове постоянных жителей ПМР, не имеющих молдавского гражданства, разобраться с молдавскими гражданами, служившими по контракту в российском контингенте в Приднестровье, с приговорами приднестровских судов за последние 30 лет, с нотариатом, с собственностью, с документами об образовании, с незаконной приватизацией Молдавской ГРЭС и со множеством других вещей.
Но сделать все это без конструктивного взаимодействия с Россией заведомо невозможно. А вот насчет конструктивности тут были большие вопросы, особенно если вспомнить, что бывший президент Молдовы и лидер пророссийской партии социалистов Игорь Додон спешно улетел в Москву сразу после парламентских выборов, и не появился даже на учредительном заседании нового парламента. Вслед за экс-президентом республику покинул и ряд других известных персон, у которых были основания полагать, что при новой власти у них возникнут проблемы с законом.
Майя Санду и перед выборами в парламент, и уже после них не раз говорила о необходимости восстановить диалог с Россией «по всем направлениям». Тем самым предлагая Москве не слушать Додона, а договариваться с новой властью напрямую.
Она была услышана: замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак прибыл в Кишинев 11 августа по ее приглашению. В пресс-службе министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдовы заявили, что визит Козака связан с «обсуждением приоритетных вопросов двусторонней молдавско-российской повестки дня». Пребывание Козака в республике было необычайно коротким: его самолет приземлился в Кишиневе в 17 часов, а уже на 19 был запланирован вылет обратно в Москву.
Однако, похоже, этого времени сторонам хватило, чтобы договориться о каких-то принципиальных положениях новой модели отношений. И здесь можно вспомнить о том, что именно этот чиновник в 2003 году был автором т. н. «Меморандума Козака» — плана решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдовы. Помимо прочего, согласно этому плану, Россия получала в ПМР постоянную военную базу на основании двустороннего соглашения уже с независимой Молдавией. Это, как рассчитывали в Кремле, сможет надежно блокировать любые движения Молдовы в сторону Запада.
План был согласован с Кишиневом и Тирасполем и подготовлен к подписанию. Но в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года, прямо перед прилетом в Кишинев Владимира Путина, который должен был в торжественной обстановке «открыть новую страницу отношений на территории бывшего СССР», тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин отказался подписывать уже парафированное им соглашение. В качестве оправдания он заявил, что оно, дескать, дает односторонние преимущества ПМР и фактически ведет к ее признанию, давая Тирасполю возможность блокировать любые внешнеполитические действия Молдовы, которые его не устроят.
Сказать, что Кремль разозлился, — ничего не сказать. Но открыто признавать провал там не захотели. Так что вскоре появилась версия: дескать, Воронин пошел на срыв подписания «меморандума Козака» под давлением посла США, пригрозившего придать огласке данные о его зарубежных счетах и причастности к уголовным преступлениям в прошлом. Так это или нет — вряд ли мы уже когда-нибудь узнаем, да и знание это вряд ли убедит хоть одну из сторон политического противостояния.
Однако надо признать, что сейчас политическая ситуация в Молдове, конечно, отличается от 2003 года, но не так чтобы слишком уж принципиально. Пришедшую к власти PAS во многих смыслах правильнее считать все же «условно проевропейской». Молдавская политика не привязана напрямую ни к европейской, в узком смысле, ни к западной, в ее широком истолковании. Молдавия в этом плане крайне противоречива и неоднозначна, а ее общество сильно фрагментировано, что не может не учитывать новая власть.
Получается, встреча Майи Санду и Дмитрия Козака была посвящена обсуждению того, на каких условиях сохранится мирное статус-кво. Кремлю сейчас очень важно, чтобы новые власти Молдовы не предпринимали никаких резких действий в отношении Приднестровья, в том числе — не «шумели» на эту тему в Европе. Потому что в ситуации все еще не решенного на международном уровне вопроса «Чей Крым?» проблему ПМР, держащейся на штыках «миротворцев», очень легко представить как еще одно проявление «российского экспансионизма». Особенно если вспомнить, что президент Санду примет участие в форуме «Крымская платформа» на Украине.
По информации автора этих строк, замглавы АП РФ как раз и обсуждал в Кишиневе, как сохранить, хотя бы частично, «серую зону» не до конца разрешенного конфликта. При этом в Москве хорошо понимают, что Майя Санду и ее команда будут добиваться полного закрытия приднестровского вопроса. Однако и Кишинев понимает, что это невозможно сделать в один шаг, потребуется долгий и непростой переходный период с неясным пока исходом. И прежде чем его начинать, Молдове сперва нужно выстроить хоть сколько-нибудь дееспособную вертикаль власти. Так что сейчас и для Москвы, и для Кишинева выгоднее «не будить лихо», а заниматься решением собственных проблем в регионе. О том и договорились.
Вячеслав Гордиенко