Posted 16 августа 2021, 10:10
Published 16 августа 2021, 10:10
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Вместе с выводом американских войск из Афганистана завершается эпоха военного присутствия США в странах Ближнего Востока. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.
«Стратегия сверхдержав может меняться со временем, и мы видели, что последние президенты США — и Обама, и Трамп, и Байден говорили о планах вывести военных из Ирака и Афганистана. Эти заявления делались с оглядкой на внутриамериканскую повестку, так как население всегда беспокоило нахождение американских солдат в Афганистане. На данный момент для США с точки зрения имиджа оказалось важнее вывести солдат, чем поддерживать их присутствие на Ближнем Востоке», — отметил эксперт.
По словам Исаева, проамериканский режим в Кабуле пал уже давно, так как «Талибан» (движение признано террористическим и запрещено в РФ) не был уничтожен, и все эти годы лишь наращивал свое присутствие в крупных провинциях, контролировал значительные территории.
«Иными словами, все и так держалось на честном слове, множество организаций и неправительственных структур в стране работали с позволения „Талибана“, а США были вынуждены постоянно контактировать с ним. Просто теперь американцы решили не прилагать прежние усилия для поддержания прежнего статуса кво. В каком-то смысле приход „Талибана“ к власти можно расценивать как проигрыш США, с другой стороны, вывод американских войск отнюдь не означает, что они не сохранят политическое влияние в регионе через другие каналы — есть и дипломатия, и спецслужбы. И вообще — кто сказал, что в XXI веке для контроля требуется прямое военное присутствие? Отказ от архаичной формы влияния сейчас не означает отказ от амбиций в регионе. Просто игра станет гораздо более сложной. Но, конечно, мы наблюдаем исторический момент: эпоха прямого военного присутствия США в Афганистане подходит к концу. Но никуда не денутся американские базы в других странах, равно как и авианосные группировки. Но чтобы сохранить статус сверхдержавы, США придется активнее использовать иные рычаги воздействия», — объяснил Гумер Исаев.
Востоковед подчеркнул, что делать прогнозы в отношении внешней политики Афганистана крайне сложно, так как в России «Талибан» признан террористической группировкой, а этот ярлык значительно сокращает возможности исследователей и ученых.
«У нас очень мало информации о „Талибане“. Вообще любые попытки изучать ИГИЛ (движение признано террористическим и запрещено в РФ) и „Талибан“ в последнее время привлекают лишнее внимание охранительных органов к самим исследователям. Тут действует довольно пещерная логика в духе „а с какой целью изучаете, а зачем?“, и в итоге адекватных книг, статей, каких-либо материалов из-за этой политики запретов становится все меньше. Доходит до абсурда, когда пишущих о военных успехах талибов пытаются записать в их сторонников. В том числе поэтому делать какие-либо прогнозы в отношении происходящего в Афганистане очень сложно. В то же время очевидно, что членов движения „Талибан“ можно называть хоть террористами, хоть людоедами, но коммуницировать с ними России в любом случае придется, как и совместно решать вопросы с беженцами, наркотрафиком и т. д. Впрочем, эта коммуникация уже давно налажена. Странам-соседям в любом случае придется взаимодействовать с новым режимом, как бы они его не кляли», — отметил Исаев.
Эксперт резюмировал, что у России в афганском направлении четкой политики нет, и смена режима в Афганистане больше затронет Иран и Китай, который закрепился в Пакистане и в Центральной Азии. Вероятно, в государствах Центральной Азии будут усилены меры безопасности и пройдут дополнительные военные учения с российским участием. Но принципиально ничего не изменится. России в Афганистане терять буквально нечего.
Напомним, после решения США полностью вывести войска боевики «Талибана» 15 августа вошли в Кабул и заявили, что вся территория государства перешла под их контроль. Президент Ашраф Гани подал в отставку и уехал.