Posted 16 августа 2021, 11:24
Published 16 августа 2021, 11:24
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Исламская республика Афганистан завершилась, на сцену возвращается Исламский эмират Афганистан. Президент Гани уже объявил об отставке и затеряется вместе с ближайшими сподвижниками и прихлебателями в потоке эвакуируемых Штатами американцев и функционеров павшего режима.
Оставив, конечно, низовое и среднее звено чиновников, активистов и военных самостоятельно разгребать их проблемы с пришедшими к власти талибами (движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ — ред.). У тех нет ни высоких знакомств за границей, ни дворцов и счетов, куда с хомячьим упорством перетаскивались выделяемые на создание исламской же республики Афганистан средства западных доноров.
Теперь старый Афганистан возродится в виде нескольких десятков дворцов и вилл на берегах уютных морей Западного мира.
Что дальше?
Уже определился глава Временного правительства, бывший глава МВД Али Ахмад Джалали, которому талибские муллы милостиво разрешили провести технические мероприятия по передаче активов, полномочий и управления страной в ласковые руки клерикалов.
У исламистов на данный момент просто нет ни военных, ни административных, ни человеческих ресурсов, чтобы подхватить ту огромную махину госаппарата и армии, которая упала к ним в руки. Так что будет переход, относительно, конечно в афганском понимании этого слова, мирный. Правда, списки казненных за сотрудничество с режимом будут исчисляться сотнями, а скорее тысячами, конечно, основные непотребства, вроде женщин, учащихся, преподающих или управляющих, будут ликвидированы, но зверств в стиле халифата быть на первых порах не должно.
Другой вопрос, что начнется через несколько месяцев, когда на родину переместится основной аппарат талибской власти из Пакистана, когда пришедшие к власти почувствуют эту власть. Пока в конкретном городе и в конкретной провинции мягкость или строгость действий ограничивается личными качествами конкретного полевого командира или муллы, очевидно, что этот либерализм будут выпалывать.
Так же очевидно, что двадцать лет относительной, по афганским меркам, свободы или анархии и их следы необходимо будет прополоть в умах афганцев, больше половины из которых по причине младых лет не помнят прежний Эмират. И разбаловались.
Нужно будет вводить единообразие, единомыслие, ограничивать щедро подаренные местным шейхам за переход на талибскую сторону права, превентивно поджимать таджикские и узбекские регионы, чтобы упредить возможные в будущем восстания, думать, что делать с шиитами-хазарейцами, чье существование в богоизбранном Эмирате вызывает ненужные вопросы. А также бороться с конкурентами, в виде банд игиловцев (движение признано террористическим и запрещено в РФ — ред.), которые пока гуляют сами по себе и также оценивают неожиданно раскинувшееся перед ними поле новых возможностей.
Что можно точно сказать — верить талибам на слово нельзя. Даже сейчас, под шелест переговоров в Катаре и обещаний, они провернули мощную и необычайно эффективную военную кампанию. Теперь они говорят со всем миром о мире и желании спокойно восстанавливать страну. Но сама быстрота победы наверняка зародила во многие умы шальную мысль о непобедимости и богоизбранности движения. Пример успеха афганских радикалов дал надежду их сторонникам в Средней Азии. Вдобавок теперь у талибов появилось достаточно большое количество таджикских и узбекских групп, для которых «интернациональная помощь» своим северным собратьям не пустые слова. Да и надо будет куда-то направить энергию и боевиков, приехавших со всего мира на джихад, и собственных уже не нужных в таком количестве солдат. В общем, Центральной Азии стоит приготовиться, если так сыпется достаточно сильная и имеющая огромный боевой опыт афганская армия, то с каким грохотом могут рухнуть Ашхабад или Душанбе?
Последнее — все происходящие за последние месяцы события продемонстрировали в очередной раз нищету мысли весомой части отечественной «экспертной тусовки». Прогнозы, выдаваемые насчет стойкости афганских сил, насчет обещаний талибов, насчет «народных ополчений» и «партизанской войны» — якобы безмерно ширящихся, и о полудюжине «всеобщих мобилизаций», можно было сбрасывать в мусорное ведро сразу после их появления, однако же они со странным упорством ретранслировались и телеграм-каналами, и официальными изданиями. Теперь эти горе-эксперты умолкли, чтобы возродиться с таким же эффектом в следующем конфликте.
Позиция родного МИДа и ряда его высокопоставленных сотрудников вызывает еще большее недоумение, зачастую непонятно, слушаешь ли ты высокого отечественного чиновника или талибского эмиссара. Демонстрируемые блеск, напыщенность и нищета отечественной дипломатии, азартное желание даже в ущерб себе сунуть очередную шпильку американцам, безумное полагание на обещания религиозных фанатиков и экстремистов и нежелание видеть очевидное уже создали нашей стране множество проблем и создадут их еще больше. Наши функционеры годами троллили Штаты, настаивая на выводе войск, мешали снабжению западной группировки, выдавливая тыловые базы поддержки из Средней Азии, заигрывая с талибами. Пусть теперь наслаждаются, пока могут, сбылась мечта…
На этом пока все. Наступает новая эпоха и, подозреваю, главнейшее испытание и риск для современной Российской Федерации, впрочем все это с упорством и эффективностью Кассандры пошагово предсказывал все последние годы. К сожалению, пока оказывался прав.
Успешная исламистская революция на границах нищей, пораженной всеми видами конфликтов, которые существуют, Средней Азии вполне способна подарить нам «среднеазиатскую весну» или лето, или любой другой сезон. Рвануть там может в любой момент, ну а издержки, вроде потоков беженцев, экстремистов, боевиков, оружия и наркотиков устремятся в единственно-возможном географическом направлении — на север.
Дюжину лет мы, пытаясь уесть клятых янки, сеяли над афганскими горами ветер, посмотрим теперь, в какую сторону пойдет буря.