Posted 16 августа 2021, 16:28
Published 16 августа 2021, 16:28
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Падение законного афганского правительства под натиском повстанцев, хаотическая эвакуация персонала посольств, трагедия десятков тысяч афганцев, которых будет преследовать Талибан (движение признано террористическим и запрещено на территории РФ — ред.), захвативший власть — первый серьезный провал администрации Байдена. Большинство американцев и американских политиков поддерживали курс на полный вывод войск, но никому не нравится, как это произошло и, тем более, то, к чему это, очевидно, приведет. На перевыборных перспективах Байдена это, наверное, не скажется — они как были 50%+, так и остаются, но и здесь есть потенциал для потерь.
Вывод американских войск из Афганистана стал реальностью после подписания предыдущим президентом, Трампом, соглашения с Талибаном, фактически признающим повстанцев легитимным партнером, в 2020 году. Это было сделано против мнения большей части американского истеблишмента, и политиков, и комментаторов, но в соответствии и с общим подходом Трампа, и его публичными заявлениями, и настроем его избирателей. Решение следовать этому курсу и действительно вывести войска к лету 2021 было решением нового президента. И, какова бы ни была предыстория, за исполнение каких-то решений всегда отвечает действующий президент — неудивительно, что сегодня Байдена критикуют не только противники, но и сторонники. Какие бы ни были плюсы и минусы в решении о выводе войск, все ожидали куда более качественного исполнения.
Байден сам осложнил себе PR, сделав в июле несколько четких заявлений — да, вывод войск пройдёт спокойно и продуманно, нет, Талибан не сможет быстро победить законное правительство, армия которого превосходит повстанческую в четыре раза, да и вообще победа Талибана маловероятна, нет, это не Сайгон-1975, когда весь мир обошли кадры эвакуации американских дипломатов с крыши посольства… Эти слова и кадры, смонтированные с трагическими кадрами того, что происходит сегодня в Кабуле, будут сопровождать Байдена в каждой биографии и в предвыборных роликах политических оппонентов.
Этот эпизод не сильно меняет электоральные перспективы Байдена — просто потому что внешняя политика мало влияет на голосование американцев. Гибель сотен американских моряков в Ливане в 1983-м не помешала Рейгану переизбраться, триумфально, на второй срок, Клинтон переизбрался после провала операции в Сомали, а Буш-мл. — после того, как война в Ираке стала непопулярной. Разве что образ Байдена — образ человека, понимающего боль и страдания — у него погибли в автокатастрофе жена и ребенок, потом другой ребенок умер от рака, уже взрослым — будет размыт образами афганских переводчиков и водителей, женщин, получивших образование и занимающихся не только кухней, афганцев, пытавшихся все эти двадцать лет строить современное общество, то есть первых жертв победы Талибана.
Константин Сонин, экономист