Posted 12 августа 2021, 17:17

Published 12 августа 2021, 17:17

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Беспомощность режима: почему в России так много смертей от ковида

12 августа 2021, 17:17
Сергей Шелин
На фоне в очередной раз проваленной прививочной кампании доля переболевших коронавирусом россиян достигла 50%. Но эпидемия не утихает.

Годовщина регистрации «Спутника», безосновательно объявленного «первой в мире вакциной от COVID-19», прошла безо всякой помпы. Что и понятно. По масштабам вакцинации Россия далеко отстала почти от всех крупных стран.

Доля полностью привитых составляет сейчас всего 20% (29 млн чел.), а ежедневное число впервые прививаемых — смехотворные 250 тыс. Торжественно провозглашенный в июне новый раунд вакцинации утонул в потоках казенной болтовни, в истерике то вводимых, то отменяемых запретов — и к сегодняшнему дню практически провалился.

За беспомощность начальства страна дорого платит. По предварительному подсчету демографа Алексея Ракши, оценки и прогнозы которого до сих пор сбывались, только в минувшем июле общая смертность в России была на 53% выше, чем в «доковидном» июле 2019-го. Избыточная смертность за прошлый месяц превышала 80 тыс. и составляла примерно 2,6 тыс. погибших в день, т. е. была самой большой в мире. В августе прогнозируется некоторое уменьшение избыточной смертности (до 50–75 тыс.). Если так, то к 1 сентября суммарные потери нашей страны с начала эпидемии (т.е. с апреля 2020-го) достигнут или немного превысят 700 тыс. чел.

Сравним с тем, что происходит в странах, где вакцинированы 50–70% жителей и которые, как и Россия, переживают всплеск заболеваемости, вызванный дельта-штаммом.

В США число ежедневно фиксируемых заражений ковидом (усредненное по семидневке) сейчас лишь вдвое меньше, чем во время зимнего пика (120 тыс. против 250 тыс.), но ежедневная смертность ниже в 7 раз (500 против тогдашних 3,5 тыс.) В Британии та же пропорция заражений (30 тыс. сейчас против 60 тыс. зимой), но ежедневных смертей меньше в 15 раз (80 против 1200). В Израиле заражений меньше в полтора раза, а смертей — впятеро (12 против 60). Во Франции — в полтора раза и вдевятеро (50 ежедневных смертей против 450 зимой).

Дельта-штамм сломал достигнутый было в нескольких странах коллективный иммунитет, но благодаря вакцинированию число умерших резко упало.

Естественным следствием этого стали так называемые зеленые паспорта, внедряемые или готовящиеся к внедрению в растущем числе государств, особенно европейских. Привитые или переболевшие в последние 6 месяцев, либо имеющие свежие отрицательные тесты без ограничений допускаются в закрытые помещения и транспорт, могут путешествовать (по крайней мере, по Европе) и более или менее возвращаются к доковидному образу жизни. А «беспаспортных» к прививкам напрямую не принуждают, но масса бытовых неудобств должна, видимо, подсказать им, что вакцина — меньшее зло.

Разумеется, это вызывает крупные уличные протесты во многих странах, тем более что мирных манифестантов там, к счастью, не сажают. Но волна негодования, скорее всего, пойдет на убыль. Во Франции, например, 60% опрошенных одобряют ковидные паспорта, а половина остальных сообщают, что готовы с ними смириться. Если власти сумеют наладить работу «паспортной» системы, то доля ее отрицателей будет уменьшаться.

Перед тем как ответить на вопрос, почему Россия так далека от всего этого, оценим реальное число тех, кто у нас мог бы претендовать на такой паспорт.

Вакцинированных россиян мало, но зато очень много переболевших. Проведенное в Петербурге коллективное исследование Европейского университета, клиники «Скандинавия», лаборатории Genetico и НИИ гриппа им. А. А. Смородинцева, опирающееся на цифры избыточной смертности, определило долю умерших среди жителей города в 0,86% от числа заразившихся. Другие эксперты считают, что летальность коронавируса в России несколько выше — около 1% от количества инфицированных.

Приняв уровень летальности в 0,9–1,0% и уровень смертности в 700 тыс., определим число россиян, уже встретившихся с инфекцией, в 70-80 млн чел. То есть около 50% сограждан явно или нет переболели за время эпидемии. Это существенно больше, чем в благоустроенных странах, но у нас выглядит правдоподобно. Дело даже не столько в отсутствии локдаунов, польза от которых неочевидна, сколько во всеобщем пофигизме, допускаемом, а фактически и поощряемом трусливой и лицемерной госмашиной.

Добавим к этим 50% переболевших 20% привившихся — и получим 70% потенциальных претендентов на зеленые паспорта российского образца. Даже приняв в расчет, что актуальный иммунитет часть из них уже потеряла из-за давности болезни/прививки, согласимся, что добрая половина россиян могла бы считаться защищенной и жить без ограничений, своим примером подталкивая другую половину к мыслям о выгодах вакцинации.

Вы скажете на это, что у нас не Европа — подавляющее большинство и так живет без ограничений. Ну, разумеется. Введение ковидных паспортов в России можно вообразить только в том гипотетическом случае, если бы режим действительно захотел предотвратить дальнейшие массовые смерти во время четвертой, пятой и последующих волн. И постарался бы быстро увеличить число людей с актуальным иммунитетом, подталкивая к вакцинации тех, кто такового не имеет.

Почему этого нет и не предвидится? Объясняют, что проблема якобы не в начальстве, а в народе. Россияне, дескать, совершенно не похожи на французов, китайцев или там индийцев. В массе своей никакую вакцинацию не приемлют — и не спорьте с цивилизационным кодом.

То, что это чушь, покажу на простом примере.

В Петербурге есть Лиговский проспект — широкий и с большим движением. Чтобы перейти по светофору, надо долго ждать. Может быть, целую минуту. Вот, стоим. Кто-то улучает миг и перебегает перед колесами машин. И сразу за ним — еще десятки людей с обеих сторон перехода. Лишь половина переходит по правилам.

Можно проявить глубокомыслие и начать анализ аргументов перебежавших на красный свет. Один скажет, что спешил по неотложному делу, второй — что безошибочно оценивает опасность и бежит только если ее нет, а третий — что начальство по-идиотски организовало светофорный переход и нечего к нему подлаживаться.

Соображения все веские, располагающие к длительной дискуссии и очень похожие на наши бесконечные споры о пользе и вреде прививок.

Но ничто не мешает вообще не спорить и сразу подумать о простом. Если бы любители переходить на красный свет знали по опыту, что их оштрафуют, то лишь считанные единицы из этих десятков пошли бы на риск. Ведь для большинства соблюдение или несоблюдение правил — не вопрос житейского выбора, а всего лишь результат взвешивания сиюминутных выгод и неудобств. И разбираться надо в том, почему властям, с их ордами полицейских, абсолютно безразлично, соблюдают пешеходы дорожные заповеди или нет.

С российской прививочной кампанией точно то же самое. Не удивляйтесь предубеждениям сограждан. Предрассудков у них примерно столько же, сколько у всех прочих. Удивляйтесь бессилию и лицемерию нашего режима.

Сергей Шелин

Подпишитесь