Партия «Зеленые» предлагает России перейти к органическому сельскому хозяйству, чтобы обеспечить людей вкусными и безопасными продуктами питания.
По оценкам экспертов, российский рынок органической продукции находится в самом начале своего развития. Ее доля в структуре продовольствия в России — около 0,1%, и в основном, это импортная продукция.
По мнению председателя партии «Зеленые» Андрея Нагибина, основная проблема развития органического сельского хозяйства в России — в отсутствии подходящих земель. «У нас за последние десятилетия от советского индустриального сельского хозяйства отдохнули больше 10 млн га пашни, которые не заросли молодыми лесами. Их и надо пустить в грамотный севооборот и приоритетно, на специальных условиях выделять под органическое земледелие», — считает он, добавляя, что сделать это можно будет только при условии государственной стратегии, программы и господдержки.
Стандарты органического сельского хозяйства предъявляют целый набор требований к земле, технологиям, упаковке. Однако в подзаконных актах есть лазейки, которые резко снижают эти требования, считают экологи.
«Запрет на ГМО, клонирование, применение методов генной инженерии, применение ионизирующего излучения и гидропонного метода выращивания растений — да, это чётко прописано в ГОСТах и Федеральном законе «Об органической продукции», — констатирует Нагибин. — А вот дальше в наших нормах появляется множество «но»: «За исключением пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, гормональных препаратов, которые разрешены к применению», или «применение пищевых добавок, усилителей вкуса, ароматизаторов, ферментных препаратов, аминокислот, предусмотренных действующим в РФ законодательством».
В существующем варианте закона «органической продукцией считается продукция, на 95% состоящая из органического сырья». На остальные 5% могут приходиться ароматизаторы и усилители вкуса. Эксперты призывают отказаться от двойных стандартов. Для успеха российской органической продукции на внутреннем и внешних рынках необходимо гармонизировать национальную систему сертификации органических продуктов с международными стандартами.
Большой проблемой также остается отсутствие рынка сбыта органической продукции — у большинства нет в доступе специализированных розничных торговых точек, предлагающих экопродукцию, отмечает заслуженный фермер Российской Федерации Евгений Биличенко. По его мнению, решением может стать поддержка предпринимателей, желающих заниматься продажей экопродукцией: путем льготного кредитования и прямого субсидирования. Также, считает он, необходимо поддерживать науку и подготовку высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве.
Нагибин предлагает и более радикальный вариант: «Введи государство законодательно норму о предоставлении в торговых продовольственных павильонах не менее 10% площади для органической продукции — ритейлеры бы боролись за таких производителей и умоляли их поставить свою продукцию».
Напомним, с 1 января 2020 года вступил в силу федеральный закон об органической продукции, который определил принципы ее производства в России и стандарты маркировки. Теперь официальный знак в виде зеленого листка присваивается по итогам сертификации, а проводить ее могут лишь аккредитованные центры.