Posted 11 августа 2021, 17:36

Published 11 августа 2021, 17:36

Modified 30 ноября, 07:00

Updated 30 ноября, 07:00

Судьбу преемника Меркель решат ковид и изменение климата

11 августа 2021, 17:36
Сентябрьские выборы в немецкий Бундестаг определят нового национального лидера и курс, которым пойдет самая влиятельная страна Евросоюза.

Выборы в немецкий Бундестаг пройдут 26 сентября, в них примут участие 54 партии, больше 40 из которых относятся к так называемым «малым». В самый последний момент к гонке допустили Коммунистическую партию Германии, которой федеральный избирком изначально отказал в праве участвовать в выборах.

Однако основная борьба за депутатские места развернется между шестью основными игроками. В их числе:

  • Блок Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз в Баварии (ХДС/ХСС);
  • Социал-демократическая партия Германии (СДПГ);
  • «Зеленые»;
  • Свободная демократическая партия (СвДП);
  • «Альтернатива для Германии» (АдГ);
  • Левая партия.

Также ожидается, что Бундестаг двадцатого созыва станет самым большим по количеству депутатов за всю свою многолетнюю историю. Если сейчас в нем заседает 709 парламентариев, то в новом созыве их может оказаться больше тысячи. Причина в особенностях распределения мандатов по немецкому избирательному законодательству, которое некоторые эксперты называют в этой части «достаточно авантюрным».

От исхода выборов в Бундестаг будет зависеть, кто станет новым канцлером Германии. Ангела Меркель (ХДС), которая занимала этот пост с 2005 года, ранее отказалась идти на новый срок. По прогнозам, при голосовании за нового канцлера в Бундестаге выбор падет на одного из трех кандидатов: Армина Лашета (ХДС), Олафа Шольца (СДПГ) или Анналену Бербок («Зеленые»).

Именно Лашет считался долгое время наиболее вероятным сменщиком Меркель, однако на днях в лидеры избирательной гонки неожиданно вырвался Шольц, занимающий посты вице-канцлера и министра финансов. Согласно опросам, если бы немцы могли выбирать главу правительства напрямую, то кандидату от социал-демократов отдали бы свой голос около 30% граждан. При этом предвыборный рейтинг самой СДПГ остается низким и сравнялся с рейтингом «Зеленых», за которых на предстоящих выборах готовы проголосовать 18% граждан.

Следует отметить, что до этого Шольц проиграл борьбу за пост председателя СДПГ, но сумел завоевать достаточно высокую популярность в Германии во время эпидемии коронавируса, а также разрушительного наводнения на западе страны.

И хотя в свое время немецкие СМИ из-за отсутствия эмоций прозвали его «шольцомат» («человек-машина»), именно он реализовал оперативные меры поддержки нуждающимся как во время кризиса, так и недавней природной катастрофы. Так что многие изменили свое мнение насчет этого «безликого и скучного бюрократа», каким его долгое время изображали многие немецкие СМИ.

Про Шольца известно, что он принадлежит к консервативному крылу СДПГ и критически относится к руководству России, хотя, в целом, выступает за диалог. В любом случае для Москвы на посту канцлера Германии он намного предпочтительнее, чем, к примеру, Бербок, которая, помимо прочего, известна своей проамериканской позицией и призывами остановить строительство газопровода «Северный поток-2». Однако сейчас мало кто верит в ее победу, хотя еще весной многие говорили о такой возможности как о весьма вероятной.

На данный момент сложно сказать, как будет выглядеть правящая коалиция в Бундестаге по итогам сентябрьских выборов. Эксперты рассматривают разные варианты — от «черно-красно-желтого», названного так по партийным цветам ХДС/ХСС, СвДП и СДПГ, до участия в будущей коалиции «зеленых» вместо «свободных демократов».

Как бы то ни было, на прошлых выборах в Бундестаг, которые состоялись в 2017 году, результаты социал-демократов оказались самыми худшими за всю послевоенную историю Германии (20,5% голосов). Но теперь тем немцам, которые захотят увидеть своим канцлером набирающего популярность Шольца, придется проголосовать за СДПГ.

Уже сейчас выделяются несколько факторов, которые наверняка окажут влияние на партийный выбор немцев. При этом к ним вряд ли можно отнести, например, вышеупомянутое наводнение — даже несмотря на то, что оно унесло жизни более 140 человек и вызвало громадные убытки. Эксперты считают, что эта катастрофа не окажет долговременного влияния на поведение немецких избирателей.

Хотя именно последующие за ней события и внесли, судя по всему, значительный вклад в обрушение рейтинга Лашета. Так, в соцсетях молниеносно разошелся ролик, в котором тот смеется, общаясь с коллегами, во время траурной церемонии по погибшим. И хотя политик позднее принес свои извинения, немцы наверняка сочли такое поведение бессердечным. Впрочем, местные эксперты утверждают, что немцы якобы быстро все забывают, а их политические взгляды часто формируются под воздействием сиюминутного настроения.

Куда важнее, что в Германии на официальном уровне причиной наводнения было названо антропогенное глобальное потепление. Так что борьба против изменения климата на планете и станет, как ожидается, одним из основных сюжетов избирательной кампании. В этом плане именно «Зеленые» из всех местных партий считаются наиболее компетентными в решении климатических проблем.

Однако их программу по защите климата в ХДС/ХСС рассматривают как угрозу немецкой промышленности. Известно также, что Лашет ранее отверг идею более раннего отказа Германии от угля, на чем настаивают «Зеленые». Они же в случае прихода к власти с высокой вероятностью стали бы настаивать также на пересмотре соглашения по «Северному потоку-2» — вплоть до его полной блокировки.

Антиковидные ограничения и обязательная вакцинация станут еще одним фактором, непосредственно оказывающим влияние на ход избирательной кампании. В последнее время в Германии наблюдается падение числа желающих сделать прививку, между тем, в правительстве опасаются «четвертой волны» пандемии. Институт Роберта Коха уже призвал повысить уровень вакцинации в стране до 85%, а значит, немцев ожидают принудительно-добровольные меры, вплоть до отмены бесплатных ковид-тестов и введения санитарных пропусков по примеру соседей Франции.

Некоторые жители, среди которые много сторонников движения Querdenker («мыслящие нестандартно»), воспринимают действия правительства как дальнейшее ограничение гражданских прав и свобод. Их столкновения с полицией на несанкционированных митингах становятся все жестче и иногда заканчиваются применением против демонстрантов слезоточивого газа.

При этом два главных кандидата в канцлеры — Шольц и Лашет — пока демонстрируют осторожность в отношении нежелающих делать прививку и (по крайней мере, на словах) высказываются против дальнейших ограничительных мер.

Заметное место в предвыборной повестке также занимает миграционная тема, но ее использование вряд ли приведет к серьезному успеху на предстоящих выборах правопопулистской «Альтернативы для Германии». В связи с недавним заявлением Меркель о неготовности Германии принять новых беженцев из Афганистана и намерением правительства сделать ставку на приток в страну высококвалифицированных работников, граждане, недовольные миграционной ситуацией, облегченно вздохнули, а значит проголосуют, скорее всего, за одну из партий в составе ныне правящей «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ.

Впрочем, у АфД остаются шансы завоевать немало голосов, прежде всего, на востоке Германии. Там, как показали результаты исследований, опубликованные в местных СМИ, половина опрошенных уверена, что уже сейчас количество беженцев в Германии достигло опасных значений. При этом 55,8% респондентов заявили, что начинают считать себя гостями в собственной стране.

Елена Земскова

Подпишитесь