Posted 9 августа 2021, 17:11
Published 9 августа 2021, 17:11
Modified 30 ноября, 06:59
Updated 30 ноября, 06:59
Тринадцать лет назад случилась катастрофа, казавшаяся до этого немыслимым и дурной шуткой — началась российско-грузинская война. Сам ход ее можно описать строфой древнегреческого поэта Архилоха: «Мы догнали семерых и убили, ровно тысяча нас было».
Первая же бомба, сброшенная на города некогда братского и союзного государства, означала крах российской миротворческой политики в Закавказье, за пятнадцать лет с 93-го года так и не приведшей к примирению сторон, скорее наоборот, заострившей проблемы и, как уже видно, приведшей к попытке Саакашвили силой решить нерешаемую проблему.
Конечно, я не могу одобрить обстрелы Цхинвали и военную эскалацию, но стоило бы напомнить, что этому предшествовала череда провокаций и столкновений, которые зачастую развязывала именно югоосетинская сторона, пользующаяся фактической российской поддержкой и пытавшаяся прямо втянуть нашу страну в конфликт на своей стороне, что в итоге у них и получилось.
Прошло тринадцать лет, настало время посмотреть на факты, которые мы теперь имеем:
Факт в том, что россияне предпочитают покупать недвижимость во «враждебной» Грузии и не могут этого официально сделать в «дружественной» Абхазии, про желание хоть у кого-то купить дом или квартиру в «союзной» Южной Осетии слышать не приходилось. Также не приходилось слышать про «отжим» купленных в Батуми апартаментов, в отличие от многих историй потерь своих домов на территориях, контролируемых Сухуми.
Факт в том, что статистически россияне предпочитают ездить отдыхать в Грузию, а не в Абхазию, достаточно посмотреть на цифры туристических потоков за последние годы, чтобы понять очевидное. Про визитеров же в Южную Осетию слышать вообще не приходилось.
Факт в том, что даже несмотря на политические сложности, периодические санкции и бюрократические рогатки, объем торговли с «недружественными» грузинами на порядок выше аналогичного с Сухуми и Цхинвали.
Не фактом, но предположением с высокой степенью вероятности можно назвать то, что российский турист, даже несмотря на политические треволнения, в Грузии чувствует себя безопаснее, чем в «непризнанных республиках». Из инцидентов можно вспомнить пару историй с требованием убрать георгиевские ленточки из автомобилей. Иного не припомню, да и если бы было что — пропаганда не дала бы забыть. Про истории же столкновений отечественных туристов с жителями Абхазии можно прочитать немало, как и про целую череду инцидентов и смертей, как туристов, так и даже отечественных дипломатов — желающие могут прочитать историю убийства российского вице-консула Дмитрия Вишернева, который как раз занимался защитой россиян, пострадавших при «отжиме» их недвижимости. Речь не о какой-то особой злокозненности местного населения, скорее о печальном состоянии правоохранительных органов, которые не способны или не желают дать отпор местному криминалитету.
Факт в том, что безо всяких российских дотаций и вливаний набережные Батуми выглядят на порядки более ухоженно и современно, в отличие от Сухуми, который за четверть века мира так толком и не смог восстановиться.
Факт в том, что Грузии Российская Федерация не платит ни копейки, дотации же к Абхазии и Осетии только официально составляют порядка миллиарды рублей в год, это не считая возможных скрытых субсидий и расходов на обеспечение безопасности республик.
Факт в том, что российские базы на территории Абхазии и Осетии не исполняют иной задачи, кроме защиты самих этих республик. Кавказские горы, расположенные между Россией и Грузией, служат естественной и надежной защитой, даже если бы какому-то безумцу и захотелось напасть на нас с юга.
Факт в том, что именно поддержка сепаратистских образований и толкает Грузию в НАТО, мы просто не оставили соседям иного выхода. Так же, как и антигрузинская российская политика провоцирует антироссийские выступления.
Факт в том, что в России есть немало сил, по собственным причинам заинтересованных в поддержании конфликта, или из-за мечты о возвращении империи, или из-за геополитического бреда, или из-за военной паранойи или корысти. Именно их действия все сильнее разделяют наши страны и работают на раскол в унисон с радикалами с грузинской стороны. Именно они расчесывают обиды и ошибки прошлого, совершенные обеими сторонами, и не дают им забыться.
Факт в том, что пока мы не поможем вернуть почти полмиллиона грузинских беженцев в Абхазию и Осетию, отношения между нашими странами не смогут полностью нормализоваться.
Факт в том, что несмотря на обвинения грузин в «геноциде» малых народов, именно грузины, а также немалая часть армян, русских и русскоязычных бежали с территорий «непризнанных государств».
Также фактом является то, что даже в «послевоенные» годы в той же Абхазии количество русских, проживающих там, серьезно сократилось, вряд ли в этом можно обвинить «злокозненный» Тбилиси, скорее проблема в общей атмосфере и во взаимоотношениях с «коренным» населением республики, которую, напомню, Россия продолжает поддерживать в военном и материальном плане.
Факт в том, что без российской поддержки независимая Осетия не смогла бы сохраниться с очень высокой степенью вероятности, даже не по военным, а по экономическим соображениям, независимость Абхазии также оказалась бы поставлена под вопрос. Эти государства — результат наших трудов и финансово-военных вливаний. О реальной независимости можно говорить только тому, кто способен существовать самостоятельно без внешних субсидий и дотаций. Пусть попробуют.
Факт также в том, что мы променяли четыре миллиона грузин, которые всегда были хорошими соседями и были связаны с нами и исторически, и культурно, на триста тысяч абхазов и осетин. С моей точки зрения выбор и неправильный, и, в целом, ложный — нашей истинной задачей было заставить стороны грузинского конфликта нормализовать отношения, организовать возвращение беженцев и остаться жить в едином государстве, пусть и с большими правами автономий и малых народов. Мы же выбрали однозначную поддержку сепаратистов и «геополитику».
В интересах России должен быть отказ в будущем от дотирования непризнанных государств и от их признания с параллельным форсированием примирительного процесса между сторонами. Ясно, что простым этот путь не будет и встретит жесткое сопротивление местных элит, но особой альтернативы этому процессу нет. С нашей стороны можно применить материальные стимулы, оставив временно свои войска или же пригласив международных миротворцев для предотвращения нового конфликта. Основной задачей должна стать широкая федерализация, с сохранением интересов местных общин, но с параллельным возвращением непризнанных государств в грузинское правовое и экономическое поле и возвращением беженцев и их имущества.
Ясно, что предложения эти вызовут немало критики, но пусть гневные имперские геополитики и ястребы для начала ответят на простой вопрос — какой прок для России от наличия двух государств-сателлитов, неспособных самостоятельно ни прокормиться, ни обороняться, ни навести элементарный порядок на своих территориях? Сателлитов, которые откалывают нас от соседнего, некогда действительно дружеского и братского народа.
Только просьба без завываний или воспоминаний из прошлого, на тему того, кто в конкретный период времени оказался большим негодяем…
И еще — все обязательства по защите и спонсированию перед непризнанными республиками, если таковые и были, мы уже давно выполнили. Все, пора прикрывать лавочку и подумать не о посторонних, а о собственном народе, на благо которому восстановление отношений с давним, дружественным и близким соседом.