Posted 6 августа 2021, 09:57
Published 6 августа 2021, 09:57
Modified 30 ноября, 07:00
Updated 30 ноября, 07:00
Пока в ЕС активно обсуждают решение «Газпрома» не спешить с заполнением газовых хранилищ, в России слухмейкеры пугают население ростом цен на овощи и введением дополнительного налога на мясо, а что касается зрелищ — новой цензурой, которая якобы может дойти и до театров. Чиновники сбились с ног, не успевая опровергать множащиеся предположения и домыслы.
Радикально холодная зима в Евросоюзе сменилась крайне жарким летом. Потребление газа из-за этого стабильно возрастает практически весь нынешний год. Многие европейские потребители, которые в недавнем прошлом заставили российский «Газпром» перейти с ними на спотовые контракты вместо долгосрочных, от этого заметно пострадали. Вместо того, чтобы платить 250-350 долларов за тысячу кубометров природного газа, они выкладывают уже больше 500 долларов, и цены не спешат падать.
Впрочем, европейские цены по-прежнему ниже азиатских, где погода тоже стоит жаркая. В итоге поставки в ЕС сжиженного газа (того самого, который обещал европейцам Дональд Трамп) падают и составляют сейчас едва ли 80% от прошлогодних. Американцы не стали пока для Европы стабильным и серьезным поставщиком, а арабские производители предпочитают свою продукцию продавать азиатам, которые готовы платить больше.
На этом фоне российский «Газпром» практически перестал пополнять те европейские газохранилища, которые находятся под его преимущественным контролем. Закачивать газ на зиму, когда растет потребление энергоресурсов, традиционно начинают еще летом. Но сейчас этого не происходит. Напротив, недавно на плановое обслуживание останавливались трубопроводы «Ямал» и «Северный поток-1». При этом дополнительных объемов прокачки газа по маршрутам через территорию Украины российская газовая монополия на это время, вопреки обыкновению, бронировать не стала.
После окончания ремонтного периода хранилища немного наполнились, но всего примерно до половины. И вот, европейские потребители начали нервничать. Вслед за независимыми экспертами пресса, особенно немецкая, начала писать, что все это начинает напоминать шантаж со стороны «Газпрома». Предположительная схема тут проста. «Северный поток-2» будет окончательно готов примерно к середине октября. К этому времени холода в Европе еще не начнутся, но недостача газа уже всем будет очевидна. Что, как раз, и может стать предметом для давления со стороны России, ведь единственным способом быстро решить проблему станет в этот момент запуск нового трубопровода в обход Украины.
Российская сторона, конечно, такие рассуждения опровергает, называя их досужими слухами. Но в европейской прессе упорно твердят о том, что «Газпром» якобы уже намекает своим партнерам, что ситуация, мол, непростая.
При этом также появилась версия, что в этой истории у россиян может быть и другая мотивация. Как известно, принадлежащая «Газпрому» швейцарская компания Nord Stream 2 AG добивается признания ее независимым оператором газопровода. Это долгий бюрократический процесс с неизвестным исходом. Разумеется, если не возникнет необходимости решить его побыстрее. Например, не придет очередная холодная зима.
Как можно было ожидать еще в конце 2020 года, когда правительство начало регулировать административными методами цены на отдельные продукты питания, дороговизна грозит стать одним из главных вопросов на предстоящих в сентябре парламентских выборах. Население озабочено подорожанием овощей, законодатели собирают экспертов и лоббистов и старательно ищут виноватых, пытаясь переложить ответственность с правительства и аграриев на кого-нибудь другого.
И в это самое время, когда речь идет о том, что рост цен на продовольствие явно не остановить, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков (не путать с кремлевским пресс-секретарем) внезапно решил подбросить дровишек в костер слухов. По его словам, в связи с большим углеродным следом от сельского хозяйства, через несколько лет стране, вероятно, придется рассмотреть введение специального налога на мясо.
Это, естественно, вызвало целую волну слухов как, собственно, про само предложение Пескова, так и в целом про продукты питания и разгон инфляции в России. Избиратели заволновались, тем более что уже ходят слухи и об отдельных случаях продуктового дефицита в регионах России, которые сами себя продовольствием не обеспечивают.
На самом деле вопрос о введении налога на мясо в России сейчас вряд ли рассматривается. Тут, скорее всего, говорит правду российский Минфин, который достаточно оперативно прокомментировал рассуждения Пескова. Но кого теперь в этом убедишь, когда тема роста цен на продовольствие стала главной даже во многих государственных СМИ?
На фоне решений о закрытии все большего числа независимых медиа, одни из которых признаются властями нежелательными организациями, а другие (включая отдельных журналистов в персональном качестве) иностранными агентами, все активнее обсуждаются слухи о возможности введения в России полноценной цензуры, причем не только в СМИ, но и в кино, театрах и так далее. Минкульт эти слухи старается опровергать, называя безосновательными, однако не одно только это министерство сейчас в России регулирует культурную жизнь.
И вот то Следственный комитет начинает проверять очередной «антипатриотический» спектакль, то председатель общественного совета при все том же Минкульте Михаил Лермонтов заявит, что собирается оценивать репертуар театров на предмет соответствия Стратегии национальной безопасности России. Многие тут сразу вспомнили, что в последней редакции этого документа, вышедшей из-под пера авторов из Совбеза РФ, значительная часть посвящена защите «традиционных ценностей».
Впрочем, больше всего за свое будущее сейчас опасаются историки. Тем из них, кто преподает в школах, придется с этой осени работать по новым учебникам, отредактированным при активном участии помощника президента Владимира Мединского. Другими все тот же помощник может заняться как глава новой комиссии по историческому просвещению, которую на днях создали, включив туда такие авторитетные в области исторических исследований ведомства, как, например, ФСБ и МВД. Наконец, высшей школой — качеством и количеством выпускаемых вузами историков — озаботился и глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Разумеется, не по профилю своей основной деятельности, а как глава Российского исторического общества.
В общем, пока Минкульт пытается отвергать подозрения представителей научного и культурного сообщества, что власти готовятся к проведению своего рода российской версии китайской «культурной революции», чиновники из других ведомств (в том числе, силовых) доказывают скорее обратное.
Так что, если верить этим слухам, после парламентских выборов стоит ждать масштабную общероссийскую кампанию по поиску иностранных агентов и прочих «вредителей» уже в театрах и на истфаках университетов.
Иван Преображенский