Posted 4 августа 2021, 17:59
Published 4 августа 2021, 17:59
Modified 30 ноября, 06:59
Updated 30 ноября, 06:59
Предстоящие 19 сентября выборы в Госдуму вряд ли принесут большие сюрпризы. Как ожидается, более-менее заметно обновится лишь персональный состав нижней палаты парламента. Что же касается партийного расклада, то большинство экспертов ставят на сохранение в ней нынешней думской «четверки» — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Близкие к Кремлю эксперты при этом добавляют, что не исключают прохождения в Госдуму одной-двух партий из числа «новичков».
Намного интереснее, как будет развиваться ситуация в России и вокруг нее после выборов, поскольку они представляют собой определенный политический рубеж. И один из вопросов связан с перспективами переформатирования нынешних системных партий и, как следствие, изменения всей партийной конфигурации в стране.
При этом не стоит ожидать, что серьезные перемены здесь произойдут до президентских выборов в 2024 году. Именно с их подготовкой многие и связывают неоднозначные действия властей по отсечению от участия в нынешней кампании по выборам в Госдуму так называемых «несистемных игроков». Как представляется, Кремлю принципиально важно сохранить высокую управляемость парламентом, которую до сих пор вполне успешно обеспечивала нынешняя четверка думских партий. То есть можно сказать, что власти пока не видят особой нужды ломать то, что, по их мнению, и так исправно работает.
Что же касается усталости избирателей от «думских старцев» и имеющегося неудовлетворенного общественного запроса на новые политические силы, то недовольным предложено выбрать «из того, что дают». А если кому не нравится — могут остаться дома, благо за отказ прийти на избирательный участок в России пока не штрафуют. Наоборот, на этой неделе вновь пошли разговоры, что власти якобы не заинтересованы в высокой явке на сентябрьских выборах, поскольку в таком случае обеспечить нужные результаты без активного задействования административного ресурса уже вряд ли получится.
Другое дело, что пресловутый межпартийный парламентский консенсус, сформировавшийся после вхождения Крыма в состав России в 2014 году, фактически рухнул четыре года спустя, когда правительство протащило через Госдуму непопулярную пенсионную реформу. Думские фракции раскололись и по вопросу обновления Конституции по итогам общероссийского голосования в 2020 году.
И хотя продавливаемые сверху законодательные новации удавалось принимать в основном голосами «Единой России», взаимодействие президентской администрации с думской «четверкой» далеко не всегда было гладким. Последний сбой, судя по всему, произошел в момент предварительного согласования парламентскими партиями своих предвыборных списков с кремлевскими чиновниками. Так, в руководстве КПРФ проигнорировали якобы имеющееся неофициальное требование о «стерилизации» избирательной кампании и включили в федеральную часть своего предвыборного списка Павла Грудинина, что, по слухам, вызвало неудовольствие в президентской администрации.
Именно после «демарша» коммунистов в информационное пространство начали вбрасываться слухи о якобы грядущем переформатировании думских системных оппозиционных партий, начало которому положит переход их лидеров Геннадия Зюганова (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР) и Сергея Миронова («Справедливая Россия — Патриоты — За правду», СРЗП) в Совфед по президентской квоте в качестве пожизненных сенаторов.
Несмотря на то, что все трое опровергли появившуюся информацию, число версий насчет якобы запланированной в Кремле партийной реформы продолжает множиться. Основные из них связаны с намерением создать в России сразу после выборов двухпартийную систему, в рамках которой условно «консервативная» и «левая» партии будет изображать политическую конкуренцию. Представителям же других идеологических течений предлагается существовать в будущей конфигурации исключительно в качестве спойлеров.
В этом случае именно КПРФ может первой пасть жертвой переформатирования системной оппозиции, особенно если бросит вызов Кремлю, закрепив за Грудининым один из руководящих партийных постов. На днях он изъявил желание вступить в ряды КПРФ, а также выразил готовность вновь выдвинуться от этой партии кандидатом в президенты в 2024 году. Такие действия наверняка будут расценены властями как попытка радикализации, даже если при этом коммунисты не решатся сблизиться с несистемной оппозицией или, тем более, устраивать какие-либо массовые протестные акции.
Среди возможных вариантов «расформирования» КПРФ уже обсуждаются такие, как создание на ее базе нового «левого проекта» или вхождения в объединенную «левую» партию, которая якобы может возникнуть на будущих осколках СРЗП, а также нынешних партий-спойлеров «Коммунистов России», «Партии пенсионеров» и т. д. При этом в числе будущих руководителей новой «левой» партии часто называется один из сопредседателей СРЗП Захар Прилепин, его же прочат и в будущие кандидаты в президенты в качестве представителя объединенных лево-патриотических сил.
Прилепин действительно предлагал коммунистам объединиться в «левую коалицию», но на данный момент такие инициативы призваны, разве что, окончательно запутать «левых» избирателей, которые уже не в состоянии самостоятельно разобраться в многочисленных разновидностях лево-патриотических организаций в России.
Если верить слухам, в будущей партийной конфигурации не найдется места и ЛДПР. Одна ее часть примкнет к «новым левым», в то время как другая должна влиться в состав будущей провластной консервативной партии, создание которой, в свою очередь, якобы задумывается на основе нынешней «Единой России». В связи с этим эксперты обращают внимание на неустойчивое положение либерал-демократов, в котором они оказались из-за кризиса в сразу нескольких региональных отделениях и отказа Игоря Лебедева баллотироваться в Госдуму от этой партии из-за конфликта с Жириновским (хотя официально это опровергается).
В действительности же лидеры как минимум трех думских партий — КПРФ, ЛДПР и СРПЗ — намерены оставаться у партийного руля до тех пор, пока их не покинут силы или они будут вынуждены уйти под давлением Кремля. Но, судя по имеющейся информации, там пока нет серьезных планов по переформатированию системной оппозиции в течение как минимум ближайших двух-трех лет.
Хотя можно сказать, что вопрос уже перезрел — рейтинги нынешних главных партий продолжают падать, и проблема не столько в усталости избирателей от надоевших лидеров, сколько в общем недоверии к парламенту и выборам в целом.
Елена Земскова