Posted 3 августа 2021, 12:05

Published 3 августа 2021, 12:05

Modified 30 марта, 08:30

Updated 30 марта, 08:30

Сергей Белановский. Статистический детектив

3 августа 2021, 12:05

Прочитал сообщение ТАСС о том, что вице-премьер Андрей Белоусов 19 июля с. г. сообщил, что субъектами малого и среднего бизнеса в России на конец 2020 года были 22,95 млн человек, с округлением 23 млн. (включая самозанятых).

Цифра меня заинтересовала, показалась слишком большой. Решил посмотреть, как она получилась. Раскопал следующее. По данным ФНС от 10.07.21 численность субъектов малого-среднего предпринимательства (МСП), включая микропредприятия, составила 5,6 млн. Если предположить, что у каждого МСП только один владелец, это 5,6 млн чел. Далее, по данным той же ФНС, число зарегистрированных самозанятых составляет на 30.04.21 2.3 млн чел, из них платят налог 1,9 млн чел. Возьмем цифру 2,3. Вместе с субъектами МСП получаем 7,9 млн чел.

Далее проблема раздваивается. Вариант первый. По данным ФНС, в 5,6 млн МСП работают 14,7 млн чел. в качестве работников по найму. Если предположить, что владельцы МСП сами не регистрируются, как работники (в большинстве случаев так и есть), в сумме получаем 22,6 млн чел. Это близко к названной Белоусовым цифре. Учитывая, что данные могут браться на разные даты, можно считать, что цифры совпали. Но это не число субъектов МСП, а общая численность занятых в МСП. Разные вещи.

Второй вариант состоит в следующем. Цифра 7,9 млн субъектов МСП + зарегистрированные самозанятые остается. К ним можно прибавить 14,5 млн чел. , работающих неофициально, без регистрации деятельности на конец 2020 г. Это сообщение РБК от 23 июня с. г. со ссылкой на Росстат. Сам я эту цифру в Росстате не нашел. Может быть, плохо искал, а может быть, ее не публикуют.

Так или иначе, число работников в МСП и число незарегистрированных самозанятых практически совпадают. Это заставляет предположить, что, возможно, Белоусов имел в виду второй вариант.

Что же имел в виду Белоусов? По логике — второй вариант, поскольку незарегистрированные самозанятые хотя и не платят налоги, но все-таки себя кормят и «предпринимают». Но предполагаю, что речь шла о первом варианте, т. е. о некорректно названной общей численности занятых в МСП. При этом Белоусов отметил положительную динамику, уточнив, что «эта цифра больше, чем цифра на конец 2019 года — там было 22,7 (млн человек), несмотря на то, что этот сектор — МСП — он принял на себя основной удар экономического кризиса и проблем, связанных с пандемией».

Интерес Белоусова к сфере МСП понятен, поскольку правительство взяло курс на реализацию мегапроектов (надеюсь об этом написать), но при этом хочет показать, что и МСП тоже находятся в хорошем состоянии и не обойдено вниманием. В последнем я сомневаюсь, но это мое личное мнение, которое на данный момент я не готов подкрепить цифрами.

Может быть, для получения окончательной картины следует просуммировать обе цифры: численность занятых в МСП и численность незарегистрированных самозанятых. Вместе с зарегистрированными получится и вовсе красивая цифра 37,1 млн чел. Странно, что эта цифра не была названа. Правда, многие самозанятые — это, по сути, скрытые безработные. Но, с другой стороны, другие самозанятые имеют основную работу, как правило, в бюджетной сфере. Так что статистический детектив пока еще далек от раскрытия.

Подпишитесь