Posted 29 июля 2021, 06:14

Published 29 июля 2021, 06:14

Modified 30 марта, 08:30

Updated 30 марта, 08:30

«Железо» для госзаказа: «Байкалы» и «Эльбрусы» подождут?

29 июля 2021, 06:14
В новых критериях «отечественности» для электроники отрасль видит откат к средневековым практикам продажи индульгенций.

Подготовленные Минпромторгом новые критерии, регулирующие требования от госорганов при закупке вычислительной техники, вызвали критику и болезненную реакцию со стороны представителей отрасли. Разработчики и производители отечественной радиоэлектроники опасаются, что пересмотр подхода к выбору «железа» для государственных нужд не только приведет к укрупнению рынка и потере инженерных компетенций, но и сделает госсектор легкодоступным для иностранных спецслужб.

Дискуссии и ссоры в профессиональном сообществе вызвала размещенная месяц назад на сайте Минпромторга новая редакция постановления № 719 правительства РФ, в котором были пересмотрены критерии отнесения устройств вычислительной техники к категории «отечественная продукция».

По новым правилам, место электронных изделий в реестре отечественного оборудования Минпромторга будет определяться по количеству баллов, начисляемых по ряду параметров. Предполагается, что реестр станет ориентиром для сотрудников госорганов при проведении госзакупок того или иного оборудования.

Основные возражения представителей отрасли касаются переноса на год срока обязательного перехода на отечественные процессоры, отмены требования об использовании российских системных плат. Отечественные производители опасаются, что таким образом останется возможность использовать импортные материнские платы с импортными процессорами.

Почти десятилетие до прошлого года последовательная политика Минпромторга вдохновляла отечественных электронщиков инвестировать в собственные разработки. Ведомство обещало поддерживать отечественную отрасль, обеспечить спрос на российскую продукцию и финансировать производство, основанное на российской микроэлектронике. Отраслевики видели, что Минпромторг постепенно ограничивает российский рынок госпоставок для зарубежных плат и процессоров, что подкрепляло уверенность в успехе долгосрочных инвестиций. Более того, намерения государства были закреплены на законодательном уровне, где подробно и четко прописывалось, какие именно изделия признаются российскими. Ожидалось, что уже в 2022 году не только системы хранения данных, но и персональные компьютеры, серверы, ноутбуки будут использовать отечественные процессоры.

Была создана целостная и вполне продуманная система выхода российской микроэлектроники на рынок. Отрасль поддерживала данный проект и ожидала, что выбранный курс будет в итоге реализован. Неожиданная смена правил в ноябре–декабре прошлого года вызвала резкую и негативную реакцию среди участников рынка, которые уже начали работу, ориентируясь на прописанный свод правил игры.

В публичном пространстве высказались уже многие предприниматели и эксперты. Подробный анализ ситуации дало руководство компаний МЦСТ, «Яхонт», «Норси-Транс» консорциума российских разработчиков СХД РосСХД, АРПЭ и многих других. Наиболее эмоционально высказался Олег Изумрудов из РосСХД, который заявил в разговоре с ИА «Красная весна»: «Если само правительство не выполняет постановление правительства, зачем участникам рынка, гражданам, субъектам выполнять те же постановления правительства или любые нормативно-правовые документы соблюдать?» В своих рассуждениях эксперты рынка говорят о подрыве доверия, мол, мы вложились, мы построили производства, мы много лет ориентировались на одни условия, а перед самым стартом все изменилось.

Одним из наиболее болезненных моментов для представителей отрасли стал пункт о так называемых «откупных инвестициях». Новая редакция документа предлагает начислять 25 баллов за ежегодные инвестиции в разработку или производство российских процессоров в размере не менее 250 млн руб., причем безотносительно использования этих процессоров в оцениваемой технике. По мнению отечественных разработчиков, это больше похоже на покупку индульгенции за использование иностранных разработок, чем на реальные инвестиции.

По этому поводу 14 июля высказался и заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Бударин, указав в своем обращении, что требование финансового порядка к производителю не может быть поддержано, «поскольку это повлечет… возможность существенного и необоснованного сокращения в составе отечественной продукции доли компонентов и материалов отечественного производства… за счет необоснованно завышенного увеличения финансовых вложений в разработку этих компонентов продукции». Более того, по мнению ФНС, финансовое требование Минпромторга пойдет «в ущерб развитию отечественного производства всех остальных комплектующих такой продукции».

Публикация только проекта изменений в постановление привела к тому, что заказчики в ожидании развития событий перенесли конкурсы или приостановили закупки. «Такие непоследовательные действия профильных ведомств в правительстве не только наносят ущерб инвестициям в отечественную микроэлектронику, но и подрывают доверие к логике проводимой правительством политики импортозамещения в целом», — указывается в пресс-релизе компании «Яхонт». «Инвестиции, которые рынок сделал в экосистему вокруг российских процессоров, в совокупности превышают 15 млрд руб.; они будут потрачены впустую, инвестиционные планы на еще большие суммы — свернуты, — продолжает мысль коллеги Константин Трошкин из МЦСТ на портале Cnews.ru. — Будет потеряно доверие бизнеса к государству как к беспристрастному и последовательному регулятору, а дизайн-центры микроэлектроники окажутся в глубоком кризисе».

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский считает, что продвигаемая Минпромторгом новая модель работы не развивает компетенций по проектированию собственных схемотехнических решений. «Если не развиваются компетенции по проектированию системных плат, то не расширяются возможности по созданию решений на российских процессорах, — поясняет он. — Тот, кто покупает документацию у зарубежных партнеров, а не проектирует свое, не может создать решение на „Байкалах“ или „Эльбрусах“. Поэтому первое наше замечание связано с тем, что предъявляются требования по наличию конструкторской документации (она может быть приобретена за рубежом), но не предъявляются требования по проектированию системных плат в России, включая схемотехнику, топологию плат и встроенное ПО».

Благодаря системе сквозных проектов и якорных заказчиков, которую правительство последовательно выстраивало в области микроэлектроники, в последнее время функции заказчиков вычислительной техники, включая процессоры, перешли от Минпромторга к потребителям электроники. Разница заключается в том, что заказчику, в отличие от правительства, развивающего отрасль, все равно, элементы какой страны находятся внутри техники, которую он покупает. Никто из закупщиков не готовился к переходу на российскую продукцию, к тому же внедрение отечественных элементов сопряжено с дополнительными затратами и рисками. Поэтому возможность после 2022 года продолжать работать с привычными поставщиками показалась очень привлекательной для лоббистов. Сохранение сложившегося положения вещей позволяло решать текущие бизнес-задачи, ничем не рискуя и ничего не вкладывая.

Позиция правительства тоже понятна. Похоже, профильные ведомства ищут решение, при котором можно было бы сохранить дизайн-центры, но и не сорвать закупки. Легкий путь, избранный чиновниками, может привести к потере суверенитета в области информационных технологий и к риску того, что государственная информация окажется настолько же открытой для иностранных спецслужб, как детский комикс, полагают эксперты рынка. А это уже противоречит Доктрине информационной безопасности и Стратегии национальной безопасности РФ.

Сегодня различные профессиональные сообщества, партии, ассоциации и даже отдельные компании в публичном, и не только, пространстве предлагают различные решения, способные помочь государству продолжить намеченный в прежней редакции постановления № 719 курс развития отрасли.

Например, «Опора России» предложила двухуровневую оценку вычислительной техники. Первый уровень предусматривает, что при наличии российских изделий преимущество отдается им, второй уровень допускает наличие иностранного производства, но все равно отдается технике, где в той или иной мере использована российская элементная база. В документе «Опоры России», в частности, указано, что похожий путь в свое время прошел сектор светодиодных светильников, государственная поддержка которого помогла не только разработать и повысить качество отечественной продукции, но и выйти на конкурентный уровень цен.

Дмитрий Селиверстов

Подпишитесь