Posted 29 июля 2021, 17:05
Published 29 июля 2021, 17:05
Modified 30 ноября, 06:48
Updated 30 ноября, 06:48
Босния и Герцеговина (БиГ) — одна из самых сложных в этническом и религиозном отношении стран, образовавшихся на руинах бывшей Югославии. Противоборствующие силы — мусульмане-бошняки и боснийские сербы (анклав внутри страны — Республика Сербская), воевавшие между собой в 1990-е. Сегодня, похоже, давний «нарыв» снова вырвался наружу. Детонатором его стал Верховный представитель ООН по Боснии и Герцеговине Валентин Инцко, который на днях ввел своим решением уголовную ответственность за отрицание геноцида в Сребренице, где в ходе Боснийской войны в течение 1992–1995 годов шли ожесточенные бои.
В этом городке, по данным Международного трибунала по бывшей Югославии, было убито от семи до восьми тысяч мужчин, боснийских мусульман. Согласно расследованию, убийства совершили солдаты Армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича, осужденного в результате на пожизненное заключение. Другие обвиняемые прошли через уголовные суды Сербии. Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный суд ООН впоследствии квалифицировали убийства в Сребренице как геноцид.
В 2003 г. власти Республики Сербской, скрепя сердце, признали ответственность за массовые убийства мирного мусульманского населения, но не согласились с тем, что это был геноцид. В 2010 г. осудил резню, но отказался признавать ее геноцидом также и парламент Сербии. Хотя в 2009 г. Европейский парламент провозгласил 11 июля Днем памяти геноцида в Сребренице.
Пламя, как говорится, сбили, но угли все эти годы тлели. Как отмечает сербская печать, Верховный представитель ООН по Боснии и Герцеговине Валентин Инцко занимает этот пост более десяти лет, но решил разыграть сербско-бошняковскую карту, запустив опасный виток противостояния накануне своего ухода. С 1 августа с. г. этого «смотрящего» заменит немецкий политик Кристиан Шмидт. Однако «поджигательное» решение Инцко вступает в силу с 31 июля с. г. Оно будет действовать до принятия такого же закона парламентом БиГ.
По намекам главы Республики Сербской Милорада Додика, высказанным в местных СМИ, такая спешка объясняется якобы подкупом Инцко, который вроде как «продал» свое решение за деньги руководству боснийских мусульман. Додик обвиняет его в расколе страны по национальному признаку, разжигании этнической розни.
Ответ последовал незамедлительно: парламент Республики Сербской объявил об экстренном заседании 30 июля с. г. На нем планируется принять два закона — в пику. Один введет уголовную ответственность за обвинения в адрес сербского народа в геноциде, вторым станут карать тюремным заключением за высказывания, что Республика Сербская образовалась в результате геноцида бошняков.
Политическое руководство боснийских сербов во главе с членом президиума Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком в знак протеста уже объявило, что приостанавливает работу в центральных органах власти страны. Более того, Додик заявил, что Республика Сербская может вообще выйти из состава БиГ.
«Ключевой является воля народа. Если мы смолчим и согласимся с этим решением, то это будет означать, что сербы не имеют ни истории, ни будущего, ни права на свою позицию, а являются аморфной, ничего не значащей массой, которая слушает то, что говорят иностранцы. Если оппозиция будет с нами, я готов поддержать все их предложения, вплоть до провозглашения независимости Республики Сербской», — цитируют Додика местные СМИ.
Последствия единоличного решения Верховного представителя ООН для Боснии и Герцеговины могут оказаться роковыми. В лучшем случае будет еще больше заторможен и так вялотекущий переговорный процесс о вступлении БиГ в Евросоюз и НАТО. В худшем — эксперты прогнозируют варианты развития ситуации от «войны» законов до боевых столкновений и распада страны.
Обеспокоены боснийским напряжением и в руководстве Сербии. Белград, как известно, всеми силами стремится в Евросоюз (недавно ему снова помахали из Брюсселя морковкой), и у него своих проблем хватает, например, с Косово. Новая фаза конфликта между боснийскими сербами и мусульманами может серьезно помешать Белграду на пути в Европейский союз. Президент Сербии Александр Вучич на своей пресс-конференции 27 июля с. г. в Белграде однозначно высказался о решении Валентина Инцко как неприемлемом для БиГ и для всех Балкан. Он назвал сложившуюся ситуацию «самой сложной с момента окончания военных действий» в 1995 г. Однако, похоже, обострять ситуацию в Белграде не намерены. Вучич, возможно, заявит о посредничестве между сторонами, выступив в ближайшее время с конкретными предложениями. «Я надеюсь, все понимают — мир и стабильность являются приоритетами, мы должны думать об экономике и о том, как нам жить вместе», — сказал президент Сербии Александр Вучич.
Круги от событий на Балканах все шире расходятся по миру. Россия в этом скандале поддержала, разумеется, сербов. «Такая безответственная самодеятельность Инцко провоцирует внутриполитический кризис беспрецедентного масштаба. Под угрозу поставлены межэтнический диалог и все достижения постконфликтного периода. Справедливое возмущение, волна которого уже поднимается в БиГ, не может не вызывать понимания. К сожалению, Инцко не извлек урока из показательной ситуации 2015 года, когда провалилась попытка протащить через Совет Безопасности ООН проект резолюции, возлагавший всю полноту ответственности за трагические события в БиГ периода вооруженного конфликта только на одну из сторон», — заявила спикер МИД РФ Мария Захарова.
А посольство США в Боснии и Герцеговине, в свою очередь, поддержало инициативу Валентина Инцко, заявив, что «отрицание геноцида и прославление военных преступников неприемлемо и подрывает взаимное доверие», отметив, что шаг представителя ООН представляет собой «отправную точку для более конкретных дебатов и шагов местных игроков, когда дело доходит до практического осуществления».
Похоже, что дело идет к нивелированию так называемого «Дейтонского мирного соглашения» от 1995 г., заключенного при посредничестве американцев, которым Босния и Герцеговина была разделена на Республику Сербскую и остальную мусульманско-хорватскую ее часть. Но две страны в одном флаконе оказались миной замедленного действия. Бошняки во власти БиГ всегда стремились к унитаризации Боснии и Герцеговины, максимально урезав за последние годы полномочия Республики Сербской с тем, видимо, чтобы в подходящий момент ее вообще упразднить. Однако если игроки из США рассчитывают, что «геноцидное» решение представителя ООН может в будущем изменить «дейтонские линии» в пользу мусульман, то сами сербы, как видно, настроены по-другому. Балканы в очередной раз подтверждают историческое название «пороховой бочки Европы».
Алла Ярошинская