Posted 21 июля 2021, 16:41
Published 21 июля 2021, 16:41
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Получить от властей статус иностранного агента станет проще. Достаточно рассказать в соцсетях о дедовщине в армии, порассуждать в разговоре с журналистами о прогнозах по военной обстановке или опубликовать в личном блоге затраты на космическую отрасль.
Именно такие и еще несколько десятков «запретных к сбору» сведений упоминает проект приказа ФСБ, опубликованный на федеральном портале нормативно-правовых актов. Подобная информация не относится к гостайне и, более того, зачастую содержится в открытых источниках. Но, по мнению ведомства, ее использование зарубежными правительствами, организациями и иностранцами может нанести вред безопасности России.
Зачем ФСБ придумала новые ограничения? Правда ли, что РФ пытается, как это декларируется, защитить национальные интересы? Кто и в каком случае попадет под государственную машину?
«В конце 2020 года законодательство об иностранных агентах заметно дополнили. Под действие норм стали подпадать физические лица. И одна из опций — сбор сведений, которые при передаче иностранцам могут принести угрозу безопасности РФ. Перечень таких сведений должны были утвердить в ФСБ, что мы сегодня и видим в проекте приказа. Основания очень широкие. Многое из перечисленного в документе находится в открытом доступе: в официальных документах, на сайтах ведомств, в пресс-релизах.
Как мы видим по последним законам, в России сформировалось произвольное правоприменение. Теперь, если журналист пишет о дедовщине в армии, это может квалифицироваться как опубликование сведений о «морально-психологическом климате» в коллективах Вооруженных сил. Значит, сотрудника СМИ могут признать лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Обратите внимание — достаточно просто собирать сведения. Факт их передачи за рубеж не нужно устанавливать. Необходимо возникновение ситуации, которая «угрожает безопасности РФ». А с учетом того, насколько широко составлен список оснований, любой человек, которые собирает сведения и публикует их в соцсетях или СМИ, может быть признан иноагентом. Надо следить, как на практике все это будет реализовано».
«Формулировки настолько широкие, что любой человек может стать иностранным агентом. Это вообще обо всем! Взять можно будет абсолютно любого, и нас ждет произвольное правоприменение. Кто-то не так виляет хвостом? Заберут! И механизм пригоден не только для точечных репрессий, но и для массовых.
Я не вижу никакой логики в этом документе с точки зрения защиты национальных интересов — хотя бы потому, что они нигде не сформулированы. Наверное, они состоят в том, чтобы развивать экономику, обеспечивать права и свободы? Но фактически мы видим попытку власти отгородиться от собственных граждан».
«Проект приказа ФСБ направлен не столько на защиту интересов России, сколько против внутренних врагов. Записали туда все, что можно. Формулировки обтекаемые, доказывать ничего не надо. Все обескуражены и задают вопросы: «А что делать-то теперь?» Каждый может стать иностранным агентом
Но выход есть — русская традиция. Еще Салтыков писал, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Так было тогда, так есть и сегодня. Все запрещено, но посадят тех, кого захотят. На каждого найдется дубинка в шкафу.
Мне все это напоминает сталинское время, я вижу параллели. Недаром Шойгу ввел парадную форму, которая абсолютно похожа на сталинскую. Такие, знаете, стоячие воротнички. Потому что мы наследники Великой Победы! А заодно сталинизма».
«Этот перечень включает, по логике государства, ту информацию, за сбор и распространение которой не стоит привлекать к уголовной ответственности, но все равно ее нужно держать в тайне. Например, под запрет попадают исследование состояния законности в вооруженных силах (привет, дедовщина) или контактные телефоны воинских частей, отсутствующие в открытых источниках. Государство пытается засекретить огромный массив информации, которая не может являться государственной тайной, пытается добиться прекращения сбора таких сведений, а значит, прекращения публичной дискуссии по многим вопросам. Это, безусловно, существенно ограничивает как участие граждан в управлении делами государства, что гарантировано Конституцией РФ, так и свободу выражения мнений.
Я думаю, что этот закон будет применяться произвольно, как и другие законы об иностранных агентах в России. По сути он направлен на то, чтобы в нужный момент ограничить гражданскую или профессиональную активность, например, журналистов, и возложить на них обязанности (необходимость создания отдельного юридического лица, предоставление раз в полгода подробной отчетности в Минюст России, маркировать все свои сообщения), за нарушение которых государство будет привлекать таких лиц сначала к административной, а затем и к уголовной ответственности».
Никита Строгов