Posted 20 июля 2021, 21:01
Published 20 июля 2021, 21:01
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
В Белоруссии на суд общественности представлены варианты изменений, которые власть хочет внести в Конституцию страны. Хотя об этом никогда не объявлялось официально, но считается, что это изменения в сторону ее демократизации — главное условие, которое Кремль выдвинул Александру Лукашенко в обмен на поддержку его перед лицом угрозы потери власти в результате «белорусской революции».
Вопрос об этом был поднят еще осенью прошлого года, однако Александр Лукашенко начал затягивать процесс точно так же, как до этого он десятилетиями затягивал белорусско-российскую интеграцию. И сам начальник Белоруссии, и его соратники говорили, что изменения в Конституцию вносить надо, но не торопясь и основательно посоветовавшись с народом. Датой возможного референдума по этому поводу назывался сперва 2022-й, а потом и 2023-й год.
Однако после нескольких встреч Лукашенко с Владимиром Путиным, а также визита в Минск Николая Патрушева, процесс реформирования Конституции резко ускорился — такое впечатление, что Кремль «простимулировал» Александра Григорьевича действовать побыстрее.
16 июля поправки, разработанные конституционной комиссией, опубликовала на своем сайте организация «Круглый стол демократических сил» (КСДС). Она состоит из людей, которые сперва были противниками Александра Лукашенко, но, побывав в тюрьме, «перековались» и начали активно поддерживать действующую власть. Руководитель КСДС — Юрий Воскресенский — был соратником Виктора Бабарико, потом провел некоторое время в СИЗО КГБ, а затем его освободили. После чего назначили в состав конституционной комиссии, которая была создана указом Александра Лукашенко в марте этого года.
Всего же в состав комиссии вошли 36 человек — «уважаемые люди», назначенные администрацией Лукашенко по идеологическому принципу. Проработав несколько месяцев, они представили свой проект изменений в действующую Конституцию Белоруссии.
Надо сказать, что изменения выглядят достаточно радикальными. Точнее, за 27 лет своего правления Лукашенко настолько переделал Основной закон под свою абсолютную власть, что теперь любые изменения, которые ослабляют президентские полномочия, выглядят революционными. Итак, самые «подрывные» изменения таковы:
— возрастной ценз для президента поднимается с 35 до 40 лет;
— разрешается быть президентом не более двух сроков;
— вводится запрет на финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами;
— президент может назначать премьера после предварительного согласия парламента;
— президент формирует правительство по предложению премьера;
— президент не может отменять акты правительства;
— указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции и законам (сейчас указы стоят выше законов, поскольку те не действуют в той части, где они противоречат указам и декретам Лукашенко);
— гарантия защиты и неприкосновенности для бывших президентов;
— парламенту продлевают срок полномочий с 4 до 5 лет;
— Всебелорусское народное собрание (сейчас — просто «курултай», собираемый главой государства для своей поддержки, никак не избираемый) наделяется особым статусом. Это будет «высший представительный орган народовластия Республики Беларусь», а его решения «являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами»;
— Всебелорусское народное собрание может сместить президента с должности «в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления»;
— запрет силовикам и судьям вступать в партии;
— убрана обязанность госорганов письменно мотивировать отказ от рассмотрения обращений граждан;
— вводится обязанность граждан самим следить за своим здоровьем;
— проявление патриотизма и сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа — долг каждого;
— впервые упомянут институт уполномоченного по правам человека (сейчас ничего подобного нет), его будет назначать президент с предварительного согласия от Совета Республики на пять лет;
— гражданам разрешается прямое обращение в Конституционный суд;
— убирается возможность отозвать депутата, если он не защищает интересы избирателей.
Есть и очень серьезные подвохи: «Статья 67. Выборы являются прямыми или косвенными в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией или законом». Закрепление подобного в Конституции означает, что власти при желании достаточно принять отдельный закон и заменить прямые выборы на косвенные — и люди окажутся без права голоса.
Параллельно открытым текстом вводится поражения в праве быть избранным для широкого круга лиц («иные цензы определяются законами»). По социальному рейтингу не подходишь — не будешь депутатом. Фактически планируется допускать к власти только тех, кому можно.
Вообще, в представленных изменениях нет и намека на прозрачность выборов (защиту от фальсификаций) или переход к голосованию по партийным спискам. То есть не решаются те самые проблемы, которые стали детонатором «белорусской революции».
Также Белоруссия остается полностью президентской республикой: глава государства (пусть даже у этого Лукашенко будет другое имя) сохраняет под собой исполнительную вертикаль, назначает премьер-министра, правительство и высших силовиков, всех судей в стране и руководителей местных органов власти. Здесь его полномочия новая Конституция почти не ослабит.
По факту, президент Белоруссии сохраняет полный и реальный контроль над всеми ветвями власти, а вставленные демократические механизмы реальной роли играть не будет. Например, какой смысл в контроле над президентскими назначениями верхней палаты парламента, если ее члены сами не избираются народом, а назначаются властью?
Но главное тут все же — внесение в Конституцию пунктов о Всебелорусском народном собрании — непонятном органе, с никем не избираемыми делегатами, (по факту он формируется вертикалью власти), в его составе — депутаты парламента, делегаты от местных советов, директора предприятий и просто «уважаемые люди».
Деталей о порядке работы и о формировании ВНС в Конституции нет, зато есть абстрактные полномочия вроде одобрения «стратегии развития общества» и принятия мер «по обеспечению гражданского согласия». Да, Собранию дается два важных права — импичмент президента, который забрали у парламента, и утверждение легитимности (что это???) выборов главы государства. На практике, учитывая белорусские особенности, ВНС просто станет базой для сторонников «семьи», давая гарантию, что фамилия президента Белоруссии в ближайшие десятилетия меняться не будет. (Как не меняется фамилия Алиев в Азербайджане.)
Ведь сама суть ВНС в том, чтобы стоять над всей политической системой, а не быть ее частью. Народное собрание может принимать различные обязательные для всех прочих госорганов решения. Лукашенко при этом получает своеобразный статус «лидера нации» (глава президиума ВНС) в центральноазиатском исполнении.
21 июля на очередном заседании Конституционной комиссии перечисленные предложения будут окончательно утверждены, и затем проект нового документа должны положить на стол Александру Лукашенко. На этом этапе начальник Белоруссии может внести еще свои собственные правки — после чего начнется всенародное обсуждение. Точнее, его имитация, если учесть полный разгром любых сколько-нибудь независимых СМИ в стране. Ну и после этого, в конце года, обновленная Конституция, должна быть вынесена на всенародный референдум.
И здесь возникает еще один казус. Белорусам навяжут по сути безальтернативный выбор: голосовать за новую Конституцию в версии Лукашенко или оставить старую. Нынешней власти будет на руку любой исход, а альтернативные варианты к референдуму допущены не будут.
Вячеслав Гордиенко