Posted 19 июля 2021, 01:20
Published 19 июля 2021, 01:20
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Вся прошлая неделя прошла для Армении и Азербайджана под знаком взаимных обвинений в обстрелах. Достоверно определить, какая из сторон первой нарушила режим прекращения огня, не представляется возможным. Но, вероятно, та, которой это было выгодно. Отметим, что ситуация на границе обострилась как раз к визиту в государства Южного Кавказа председателя Европейского совета Шарля Мишеля.
Баку утверждает, что армянские вооруженные отряды, находящиеся на территории АР, где временно размещены российские миротворцы, обстреляли из пулеметов и автоматов окрестности Шуши, откуда рукой подать до Степанакерта. В Азербайджане, правда, отрицают гибель своих военных, а Ереван утверждает, что есть убитые с двух сторон. В Степанакерте говорят, что окрестности города подверглись обстрелу азербайджанских военных из Шуши.
И тут приехал «европейский папа» — шеф высшего политического органа ЕС Шарль Мишель, которому премьер-министр Армении Никол Пашинян поплакался в жилетку, и оба политика сделали в Ереване весьма двусмысленные заявления, но предварительно армянский лидер обратился в ОДКБ из-за обострения ситуации на границе и параллельно заострил на ней внимание ОБСЕ.
На заседании правительства он заявил, что его страна будет защищать свой суверенитет «всеми возможными и невозможными способами», и что власти Армении продолжают повышать боеспособность вооруженных сил. И что ей нужны еще и международные миротворцы, а также обеспечение, наконец, процесса демаркации и делимитации границы с Азербайджаном.
Административная граница между республиками была нарезана еще в советское время, и так почитаемое Пашиняном «международное сообщество» не вносило никаких сомнений в этот вопрос, когда эти самые республики СССР разбежались и границы стали государственными. Но сейчас ему необходимо закрепить за армянами никем не признанный Нагорный Карабах, в то время как Ильхам Алиев выразился вполне определенно: «На территории Азербайджана нет территориальной единицы под названием Нагорный Карабах. … есть Карабах». Так что и статус несуществующей НКР обсуждению не подлежит, подчеркнул он.
Но вернемся к Мишелю, которого не все в Ереване приняли с распространенными объятиями. У гостиницы, где он должен был остановиться, прошла акция протеста активистов молодежного крыла партии «Дашнакцутюн», скандировавших по-английски «Позор!». В укор ему и ЕС поставили молчание, «когда во время войны против нас применяли фосфорные бомбы, … убивали невинных людей». Кроме того, собравшиеся задались вопросом: «Почему Евросоюз не критикует Пашиняна за задержания представителей оппозиции?» Кстати, 16 протестующих показательно задержала полиция и на этот раз.
Зато из уст Пашиняна гость услышал совсем другие речи — благодарственные и признающие, что Армения готова перевести переговоры с Азербайджаном в формат Минской группы ОБСЕ как единственный, способный решить карабахский конфликт. Да вот только Баку, заявил он, этого не желает. И это не такое нейтральное заявление, как может показаться на первый взгляд. Как пишет Haqqin.az, внимательно наблюдающий за визитом Шарля Мишеля, «армянский премьер-министр выдавливает Россию из политико-экономического пространства Кавказа, … активно развивает стратегическое партнерство со всеми институтами евроатлантического сообщества».
И, что не маловероятно, Армения ставит целью «показать мировому сообществу несостоятельность и неэффективность размещенных в регионе российских миротворцев». И ситуация для Москвы уже «не патовая, а матовая», причем подкрепленная финансовыми влияниями Евросоюза. Легко себе представить гримасу Кремля!
Пашинян поблагодарил за обещание Евросоюза оказать Армении помощь в размере 2,6 млрд евро, то есть на целый миллиард больше, чем ЕС планировал выделить ранее. А персональная благодарность Мишелю принесена за его «личные усилия в борьбе и преодолении последствий пандемии, а также содействие пострадавшим в войне, за возвращение пленных».
Что касается «жилетки» гостя, Пашинян «утяжелил» ее жалобами на то, что «Азербайджан намерен спровоцировать новые военные столкновения в Арцахе (армянское название Нагорного Карабаха) и на границе с Арменией»; что в условиях обстрела армянских территорий невозможно начать процессы делимитации и демаркации; что соседняя страна не желает предоставить Армении коридор для связи с Россией, возвращать пленных и заложников.
Прошлогоднее трехстороннее заявление глав РФ, РА и АР, пояснил Пашинян, предполагает и разблокировку транспортных путей. Но Баку «препятствует этому не только угрожая оккупацией суверенной территории Армении, но и отказом предоставлять коридор для задействования железной дороги Армения-Грузия-Азербайджан-Россия». Отметим, информация, озвученная Пашиняном для Мишеля и «коллективного Запада», полностью не соответствует тому, что говорит на этот счет Алиев.
Видение же Мишелем проблемы урегулирования можно подразделить на четыре пункта. Первое — это «сдержанная риторика, нужно избегать агрессивных слов», продвижение в вопросе возвращения пленных и проблемы минных полей. Второе — делимитация границ переговорным путем. Третьим пунктом идет обсуждение возможного сотрудничества между сторонами, в частности, в вопросах транспорта. И последнее — это «вопрос статуса Карабаха и мира».
Неизвестно, о чем стороны говорили тет-а-тет — в частности, насколько далеко они продвинулись в лоббируемом Пашиняном новом формате миротворческого контингента с участием подразделений НАТО. Акцент, надо думать, делается на «голубых касках» Франции и США — двух сопредседателей Минской группы, которые остались не удел с подписанием трехстороннего заявления и вводом только российских миротворцев на линию соприкосновения.
Тут, конечно, может возникнуть вопрос: справляются ли они с поставленной задачей, ведь на границе опять стреляют. Повторимся, что зачинщик этой пальбы официально не известен, но поскольку Армения откровенно стремится «разбавить» миротворческий контингент, тень подозрения на нее вполне может упасть.
Как пишет Haqqin.az, «коллективный Запад посредством Пашиняна активно наступает, провоцируя Азербайджан на ответные и превентивные действия. В Армении прекрасно понимают, что единственный шанс на возобновление деятельности Минской группы — инсценировка боевых действий». Потому как «нарушение хрупкого перемирия может сорвать исполнение трехстороннего соглашения и завершиться проведением новой мирной конференции с выдачей новых посреднических мандатов».
С другой стороны, не бывает дыма без огня. То есть и в самом Азербайджане уже поговаривают о том, что Россия не выполняет свои обязательства по полному разоружению армянских формирований на территории Азербайджана, и что через Лачинский коридор в Карабах переходят вооруженные группы людей. Но достаточно ли в конфликтной зоне миротворцев РФ, и имеют ли они достаточные полномочия для радикального реагирования на периодическую канонаду — мнения на этот счет расходятся и в среде самих российских экспертов.
Вообще же стоит задуматься, почему Армения, постоянно жаловавшаяся на блокаду и выставляющая себя жертвой, отказывается разблокировать транспортные коммуникации; подписать мирный договор; делимитировать границы, возлагая всю вину за непродвижение соответствующих действий на Азербайджан. Создается впечатление, что Армения лепит новую конфликтную модель с привлечением в нее Запада в качестве «справедливого арбитра» и щедрого спонсора.
При этом особые надежды в этом деле возлагаются на Париж, который уже выдал Еревану соответствующие политические «авансы». Других возможностей «давить» на Азербайджан и Россию у Армении, видимо, нет — только шантажом Москвы отчаливанием Еревана на Запад и обвинениями в адрес Баку в том, что он хочет прихватить территории и других государств. Но это очень опасные маневры — бесконечно сидеть на нескольких стульях и срывать дивиденды со всех вряд ли получится.
Из Еревана Шарль Мишель отправился в Баку. После посещения нескольких протокольных объектов и делового обеда с Ильхамом Алиевым состоялась их совместная весьма сдержанная и не эмоциональная пресс-конференция. Ее главные тезисы от Алиева: «Азербайджан положил конец долгому конфликту и выполнил резолюции ООН», так что теперь «время думать о мире». С Мишелем президент, по его словам, обсудил планы страны и ее подходы в новой региональной ситуации, в которой ЕС играет и будет играть важную роль. Отметил он и надежность своей страны в качестве поставщика энергоресурсов в Европу, подчеркнул, что после войны появились новые возможности открытия коммуникаций, сулящие большую пользу всем государствам региона.
Мишель же сообщил, что обсудил с Алиевым перспективы развития сотрудничества Азербайджана с ЕС, будущие проекты, подготовку к саммиту Восточного партнерства. И, конечно же, подчеркнул он, ЕС заинтересован в долгосрочном мире, стабильности и процветании всего региона: «Я донес до внимания и премьер-министра Армении, и президента Азербайджана наше открытое послание, что Европейский Союз готов сыграть в этом вопросе позитивную роль… делиться опытом для достижения большей безопасности, стабильности и, самое главное, мира, … предлагать для этого определенные идеи».
Не обошлось и без сдержанного сообщения о важности делимитации границ между Арменией и Азербайджаном, сотрудничества в восстановлении разрушенной инфраструктуры.
Надо сказать, что после войны полное восстановление разрушенных, да еще и заминированных армянской стороной и возвращенных Азербайджану территорий, стало головной болью (причем весьма затратной) для Баку. Но вот миллиарды ЕС дает Армении. Приоритеты Европы расставлены в соответствии со «шкалой послушания» Брюсселю. Но не ошибся ли он со ставками?
Ирина Джорбенадзе