Юго-запад Петербурга продолжает «обрастать» нелегальными свалками. Так дешевле, чем утилизировать отходы. Коммерсанты вывозят мусор в леса, на пустыри и другие бесхозные территории, где нарушения никто не заметит. По ночам территории горят, и ядовитый дым доносится до жителей Горелово, Сергиево, Сосновой Поляны и Урицка. Где-то проблему удается решить за счет вмешательства местных властей, но чаще петербуржцам приходят формальные отписки. Поэтому активистам и депутатам приходится выезжать на общественные инспекции по зловонным точкам и самостоятельно фиксировать злодеяния.
Сдобренная поправками Конституция упоминает право каждого на благоприятную окружающую среду. Таковую не удалось найти депутатам и экоактивистам по итогам общественной инспекции на юго-западе города. Вместо открытых чистых территорий с деревьями и кустарниками инициативная группа 30 июня столкнулась со свалками, отдающими зловониями на много километров вокруг.
Первая точка маршрута — местность возле Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС), где сточные воды, поступающие в Финский залив, должны по волшебству стать прозрачными и чистыми. Предприятия законом отнесены к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, но беспокоит местных жителей не столько это. Здесь, в водоохранной зоне, где действуют самые жесткие правила, оказалась череда мелких свалок, сформировавшихся за шесть лет. Нарушители завозят строительный мусор, покрышки и даже неизвестные порошки. Тонны фильтрата в итоге уходят в грунтовые воды.
Бесхозная территория могла бы и не привлечь внимание, если бы по ночам отходы не охватывал огонь. Известное правило, что сжигать мусор нельзя из-за вредных выбросов в атмосферу, находит почти осязаемое воплощение в материальном мире: дым с примесями доносится до жилых зон на севере свалки и на юге, возле Горелово.
Активисты 30 июня посетили и другую точку Красносельского района — промзону за автомобильной стоянкой в Лигово. Активисты еще в апреле трубили в соцсетях о кучах мусора, обнаруженных возле кооператива, высылали обращения местным властям и даже получали весточки от чиновников, но проблему решить не удалось. Территория как слоеный торт наводнена боем камня, покрышками, пакетами, деревянными досками. На земле валялась капельница — медицинские изделия относятся к повышенному классу опасности и нуждаются в особой процедуре утилизации. Общественники обнаружили и бытовые отходы: консервы, банки, бутылки. Доносился трупный запах.
После апрельского резонанса промзона почти не изменилась. На одном из участков за забором исчезла куча строительного мусора, а на границе местности появились небольшие валы и табличка с упоминанием штрафа, которые в идеале должны отпугнуть нарушителей. И все же активисты заметили свежие следы от грузовиков и новые отходы.
Территория у ЮЗОС и промзона за стоянкой в Лигово — малая часть замусоренных местностей на юго-западе Петербурга. Несанкционированные отходы замечают также около заправки на Волхонском шоссе, в поселке Сергиево на Интернациональной и Трудовой улицах, в Красном селе на Пушкинском шоссе и, например, возле завода МПБО-2, где в идеале должны перерабатывать отходы, а не складировать.
«Всего порядка пятнадцати точек. Обычно речь идет о пустырях, где мы замечаем строительный мусор, а иногда и бытовые отходы. Все эти свалки существуют не первый год, некоторые — с девяностых, якобы законсервированные, но на деле там просто засыпан грунт. Какие-то точки удается периодически прикрывать, но окончательно проблема не решается, — рассказал корреспонденту Красимир Врански. — В последнем ответе, который мы получили от чиновников, утверждается, что выход к одной из свалок заблокирован. Но мы увидели, что на машине можно свободно проехать».
Как объяснили в МОО «Мусора.Больше.Нет», власти зачастую оставляют без контроля территориальное назначение земель, в итоге участки пустуют и тем самым привлекают нарушителей.
«Во-первых, приезжают частные перевозчики, которые сбрасывают отходы в пустыри — так же, как и в лес, например. Заказчиками выступают самые обычные граждане, столкнувшиеся с нарушителями через интернет-сервисы для размещения объявлений, не подозревая, куда пойдет мусор. Удобны территории вдоль КАД, вокруг него, Канонерский остров, железная дорога в Кировском районе… Никто не увидит, можно скинуть. В центре города такого не происходит, — рассказала пресс-секретарь организации Мария Шекина. — Иногда компании арендуют участки, например, под стоянку, а фактически целенаправленно принимают отходы. Через три года предприятие банкротится, а свалка остается. Спросить не с кого. Город долгое время бездействует, потому что чиновники должны сперва найти нарушителя и попробовать взыскать ущерб. В итоге мусор не убирают еще около трех лет. За это время территория становится безнадзорной, и отходы продолжают свозить нарушители, но на этот раз никому не платя на руки».
Зачастую незаконные свалки возгораются — на Юго-Западе такое происходит регулярно. Так, возле Сергиево в 2019 году пожар тушили три дня.
«Бывает, что сжигают целенаправленно. Например, чтобы уменьшить объем мусора, а потом свозить новый. Необходимо и скрыть факт, насколько высокий класс опасности был у отходов. Да, некрасиво с точки зрения экологии, но все можно списать на пожар. Впрочем, возгораются свалки и по естественным причинам: из-за процессов гниения с выделением тепла или через осколок, срабатывающий как линза в солнечную погоду», — объяснила Шекина.
Как отметили опрошенные активисты, проблема со свалками решается, но медленно. Закрывается одна — появляется другая. А от местных властей нередко приходят формальные отписки.
«Регулярно направляем запросы, стараемся пинать всех. Ответы приходят потоком. Обычно в таком ключе: „Свалка будет ликвидирована при выделении дополнительных средств из бюджета“», — привел пример Врански.
Юго-Запад, с его большими бесхозными территориями, стал лакомым кусочком для недобросовестных коммерсантов. Утилизировать отходы дорого, проще выбросить их на пустыре или в лесу, где нет видеокамер, датчиков контроля за состоянием воздуха, фотоловушек и патрулей, тогда как полиция приезжает неохотно. Пока силовики рассматривают заявления от активистов, свалки успевают сгореть, а нарушители — на время затаиться.
«На Юго-Западе действовали два полигона: в Новоселках и Волхонке, которые затем прикрыли — во всяком случае, формально, но есть и другая версия. Транспортные маршруты многих легальных компаний изначально строились через эти две точки. Это удобный транспортный анклав, при полном отсутствии надзора», — отметила Шекина.
По мнению Врански, росту свалок способствует и коррупция. Вокруг нелегальных отходов многие строят бизнес.
«Сначала предприятия создают свалки, потом выделяются огромные деньги на их ликвидацию. Подключаются аффилированные организации. Это очень прибыльная статья по освоению денежных средств», — считает градозащитник Врански.
По его мнению, наивно, однако, утверждать, что от нелегальных свалок и серых схем страдает только юго-западная часть города.
«Это характерная проблема для всей территории Петербурга. Прежде всего, речь идет об окраинах на стыке жилых застроек и промышленных территорий», — рассказал Врански.
В условиях, когда содействие от властей невелико, а депутаты Госдумы и Заксобрания не поднимают вопрос в стенах парламентов, активисты планируют расширять практику общественных инспекций. На борьбу со свалками выйдут в Московском, Колпинском и Петродворцовом районах. Также за свой счет петербуржцы собираются устанавливать датчики по контролю за состоянием воздуха, чтобы в будущем предъявить чиновникам очередное доказательство замусоренности территорий.
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.