Posted 12 июля 2021, 09:10
Published 12 июля 2021, 09:10
Modified 30 ноября, 06:58
Updated 30 ноября, 06:58
Если еще несколько месяцев назад репрессии в Белоруссии касались тех, кто участвовал в публичных протестах и акциях гражданского неповиновения, то теперь силовики приходят домой к просто несогласным, а также к тем, кого заподозрили в нелояльности. И это — официально объявленная политика.
8 июля в эфире государственного телеканала «Беларусь 1» заместитель начальника следственного управления КГБ Константин Бычек заявил: «Весь силовой блок страны работает над поиском лиц, состоящих в деструктивных чатах. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий личности участников чатов установлены. В настоящее время осуществляется широкомасштабная операция по зачистке от радикально настроенных лиц».
По его словам, проводятся неотложные следственные и другие процессуальные действия, в том числе обыски и задержания, в рамках которых будет проверена причастность каждого участника к совершению преступных деяний. Силовики работают в Минске, областных центрах и даже в самых маленьких городках. В частности, отрабатывают тех, кто состоял в чате «Буслы ляцяць» («Аисты летят») и в Телеграм-сообществах гражданской самообороны. Как отметили в эфире госТВ, это продолжение той же активности силовиков, о которой недавно сообщал Александр Лукашенко, говоря о покушении на провластного пропагандиста Григория Азаренка.
9 и 10 июля по всей Белоруссии снова проходили массовые обыски у журналистов и в редакциях независимых СМИ. Была ликвидирована одна из старейших белорусских газет «Наша Нива». Ее сайт закрыт, редакторы и бухгалтеры арестованы. Попутно были закрыты два мощных региональных издания — «Брестская газета» и «Intex Press». Также прошли обыски и задержания журналистов разных изданий в Минске, Бресте, Гомеле, Ивацевичах, Глубоком, Лунинце и Ганцевичах. Причем последние четыре населенных пункта — совсем маленькие городки со считанными тысячами жителей, и прежде репрессии обходили их стороной.
Многие обратили внимание на примечательный момент — в первоначальном сообщении о «зачистке от радикально настроенных лиц» Бычек добавил: «Мы точно уже можем сказать, что виновные по новому указу президента понесут ответственность».
Позднее из новостей эту фразу убрали — иначе получалось, что виновных в Белоруссии определяет не суд или закон, а президентский указ. И это, скорее всего, действительно так. Достаточно сравнить: за первое полугодие 2020-го Александр Лукашенко подписал 29 указов, которых не было в открытом доступе (указы с грифами «секретно» и «для служебного пользования»). А вот за первое полугодие 2021-го было подписано уже 73 неопубликованных документа. Получается, очень высока вероятность, что имеется закрытый указ, по которому кто-то из оппонентов действующей белорусской власти может быть «виновен», при этом не зная в чем он провинился.
Главный итог прошедшей недели в Белоруссии: списки людей, оказавшихся за решеткой «за политику», пополнились несколькими десятками фамилий. Остальные события только дополняли фантасмагорическую картину.
Например, 8 июля в колхозе (официально — это теперь ОАО) «Комсомольская правда» стихийно забастовали доярки, потребовав нормальных условий труда, а именно — временно отменить дневную дойку коров ввиду невыносимой жары на улице. (В Белоруссии в самом деле стоит страшная жара, на минувшей неделе было побито несколько температурных рекордов.) Однако в ответ на требование руководство колхоза просто вызвало милицию. Приехавшие правоохранители квалифицировали действия доярок по статье 24.23 (проведение несанкционированного митинга). Доить коров все равно пришлось, а теперь дояркам еще и угрожают административные и, возможно, уголовные дела.
9 июля в Белоруссии вступил в силу президентский указ, позволяющий Нацбанку вводить полный запрет на обмен валюты. Теперь он совместно с правительством может вводить валютные ограничения «в случаях угрозы экономической безопасности Беларуси и стабильности ее финансовой системы на срок не более одного года». Проще говоря, теперь Нацбанк может установить полный запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций. Это сделано по одной простой причине: в ситуации политического и экономического кризиса белорусские граждане просто скупают валюту, максимально сократив свое потребление товаров и услуг — все ждут еще худшие времена.
К тому же многие экономисты сейчас ожидают, что в условиях острой нехватки валюты в банковской системе Белоруссии может быть издан указ президента о выдаче валютных вкладов населению белорусскими рублями по курсу. Оправдать появление такого указа теперь будет очень легко — западными санкциями, «уничтожающими прогрессивную белорусскую экономику».
В самой Белоруссии прошедший погром независимых медиа и общественных активистов связывают с недавним визитом секретаря Совбеза РФ Патрушева в Минск. Тогда, общаясь с Лукашенко перед телекамерами, он «назначил» главными виновными во всех белорусских бедах независимые СМИ и негосударственные организации. «Надо уделять внимание НПО, НКО, их деятельности», — сказал он.
Оппоненты Лукашенко и противники российского влияния на Белоруссию называют эти действия «зачисткой» белорусского медиаполя и гражданского общества под нужды РФ, что может стать катастрофой для белорусского суверенитета.
По неофициальным данным, Лукашенко уже в августе готовится «выкатить» на всенародное обсуждение проект новой Конституции, а там и голосование по ней не за горами. Судя по всему, происходящее сейчас — это попытка приглушить будущий хор голосов против такого Основного закона, который, несмотря на демократические ширмы, только закрепит власть семьи Лукашенко над белорусами.
Вячеслав Гордиенко