Posted 6 июля 2021, 11:51

Published 6 июля 2021, 11:51

Modified 30 марта, 09:10

Updated 30 марта, 09:10

Поиск истины и красоты в вине

6 июля 2021, 11:51
Людмила Семенова
Если режиссер отлично разбирается в предмете, которому посвящена его картина, зрителя может ждать приятный сюрприз.

Иногда российское кино вполне способно вызвать глубокие эмоции и доставить эстетическое удовольствие. Жаль только, что порой для этого используются чужие декорации — как в альманахе «В винном отражении».

Это композиция из четырех новелл, объединенная темой особого отношения к винной культуре, камерной съемкой и неторопливым повествованием. Немного притча, немного медитация, немного живописное полотно, на котором открываются улицы Франции, солнце и горы Грузии, фешенебельные рестораны Лондона и панорамы Италии.

В картине на передний план выходит отношение к напитку, который давно считается атрибутом праздничного стола или просто приятельских посиделок. Режиссер и сомелье Виталий Музыченко стремится расширить границы этого восприятия через демонстрацию географического и культурного многообразия.

Хотя «В винном отражении» — первый опыт Музыченко в полнометражном кино, владение темой с лихвой это компенсирует. Разумеется, режиссер не обязан быть универсалом, но если в его активе есть уникальные знания и любовь к той сфере, о которой повествует картина, это украшает проект и придает ему убедительности. Часто именно этого очень недостает фильмам о медицине, юрисдикции, бизнесе, искусстве.

В то же время фильм Музыченко не выглядит документальным экскурсом. Это в первую очередь история о людях, которые через призму хмельного напитка познают глубины чужой и собственной души.

Первая новелла «Дуэль» повествует о французском рестораторе и клиенте-китайце, который отказывается платить за дорогое вино, мотивируя это тем, что оно испорчено. Полицейский, которого вызвал владелец ресторана, узнает, что посетитель является знатоком вин, и чтобы установить истину, вовлекает главных героев в квест: они должны назвать происхождение случайно выбранного вина.

В новелле «Корни» виноградарь из Грузии, которого играет Зураб Кипшидзе, переживает из-за того, что его дело некому будет продолжить — сын уехал жить в Америку и теперь намерен забрать взрослого внука. Привязанность героя к родной земле и промыслу, завещанному предками, вступает в противоречие с намерениями потомков, у которых уже совсем иные ценности. Они считают, что в современном мире держаться за насиженное место и привычное занятие — дурной тон. И в этом конфликте нет ни правых, ни виноватых, хотя старик все же вызывает больше сочувствия.

Третья новелла — «Шутка» — снята в принципиально ином ключе: это отчасти романтическая комедия о двух молодых и пока беспутных лондонских актерах, отчасти сатира на общество потребления, в котором люди примеряют различные маски и в конце концов теряют себя. Здесь герой и героиня молоды и, возможно, еще научатся быть собой, но пока иллюзии имеют над ними большую власть, а вино в фешенебельном ресторане становится инструментом этой власти.

Новелла «Месса» переносит нас в Италию: главный герой — молодой священник, получивший в наследство прекрасную винодельню. Коммерсант предлагает ему продать землю и погреб на выгодных условиях, но священник отказывается, ибо вино для него — не просто напиток, а часть веры, символ жертвоприношения Христа. В этой серии концентрация философии достигает наивысшей точки и даже немного переходит в морализаторство. Однако благодаря обаянию главного персонажа это не портит общего впечатления, и психологическую кульминацию альманаха можно назвать удачной.

В целом у Музыченко получился атмосферный фильм для неспешного и вдумчивого просмотра. К сожалению, в нем совсем не раскрыта тема российского отношения к производству и потреблению вина. Конечно, винной державой Россию трудно назвать, но все же в нашем обществе сформировалась своя эстетика, выходящая за пределы дружеских посиделок и разгула по пятницам. Сомелье московского ресторана как никто знаком с этим вопросом, однако почему-то не счел нужным раскрыть его для зрителя.

Стоит отметить, что «В винном отражении» — все-таки больше просветительское кино, чем сюжетное, но в этом есть и свое преимущество. Люди здесь показаны через призму понимания красоты и умения обрабатывать дары природы, которое переросло в искусство. И ни в коем случае — не через хмельное состояние, которое в основном обнажает худшие качества и при этом гораздо чаще эксплуатируется в массовой культуре.

Людмила Семенова

Подпишитесь