Posted 26 июня 2021, 07:13

Published 26 июня 2021, 07:13

Modified 30 ноября, 06:57

Updated 30 ноября, 06:57

Чувство юмора пересадить нельзя

26 июня 2021, 07:13
Что общего между российской киноиндустрией и китайской промышленностью? Тяга к дешевым подделкам.

Когда под банальный маркетинговый ход пытаются подвести творческую базу с намеками на душевный посыл, даже самый закаленный зритель может испытать испанский стыд. Именно такое чувство вызывает новинка нынешнего лета — комедия «Сердце и как им пользоваться». Официальным партнером проекта стала соцсеть TikTok, которая сейчас находится на пике популярности у молодежи, порождая собственных «звезд». И, по сути, фильм представляет собой ее рекламный ролик.

Все бы ничего, но он снят при поддержке Министерства культуры РФ. К тому же в нем есть явная претензия на сходство с культовой картиной «Достучаться до небес» — вплоть до откровенного копирования, которое в новых декорациях выглядит просто жалким.

Режиссер фильма Дмитрий Губарев известен проектами с Дмитрием Нагиевым «Физрук» и «Спасите Колю!», а также музыкальной мелодрамой «Тень звезды», которая, как и «Сердце…», повествует о современных трендах. Теперь же — заявка на искрометную комедию с нотками житейской мудрости, с молодыми и менее раскрученными актерами в главных ролях и мелькающими на заднем плане представителями «старой гвардии» (Нонна Гришаева и Игорь Угольников). Над сценарием работала команда авторов, у которой так и не получилось выстроить более-менее внятную концепцию (может быть, именно из-за несовпадения идей).

Творческий коллектив заявил, что их детище ориентировано на аудиторию от 15 до 30 лет, ищущую ответы на серьезные вопросы. Это классическая ошибка «креативщиков» постарше, которые уверены, что достаточно наполнить фильм модными атрибутами и современным сленгом (зачастую не вполне для них понятным), пригласить медийных лиц — и успех у молодежи обеспечен. Однако новое поколение не лишено критического мышления и без особого труда способно распознать натужные попытки продать ему дешевую подделку.

А ведь для того, чтобы фильм действительно понравился, нужны лишь захватывающая история, яркие образы и легко считывающийся посыл. Ничего этого в «Сердце…» нет.

Сюжет таков: известный стендапер с говорящей фамилией Погорелов (Сергей Чирков) узнает, что у него серьезные проблемы с сердцем, пытается собрать деньги на операцию, но бывшая девушка публично обвиняет его во лжи. Неожиданно шансом на спасение становится знакомство с фанатом Саньком (Сергей Белов), готовым отдать кумиру собственное сердце. Взамен он просит сделать его таким же талантливым артистом, и для этого молодые люди отправляются в путешествие по России на стареньком автомобиле.

Кульминационной точкой становится приезд к морю, где двое новоиспеченных друзей уже откровенно воспроизводят финальную сцену «Достучаться до небес» — с той лишь разницей, что смерть героя здесь не настоящая, да и море легко можно было бы заменить чем угодно.

В итоге весь фильм оборачивается сплошным фейком и пародией, не имеющей никакого смысла, даже поверхностного. Ни одна линия не доведена до конца — ни «прокачка» таланта Санька, ни отношения Погорелова с девушкой, ни взаимоотношения героев с теми, кто встречается им по пути. И прибытие на море не открывает никаких новых горизонтов.

«Сердце и как им пользоваться» — пример комедии нового времени: скучной, незапоминающейся, c блеклой и невнятной концовкой.

Нельзя не упомянуть о шутках, которые должны были бы стать центром драматургии. Они очень плохи. И пусть юмор низкого пошиба все еще востребован в интернете и в псевдосатирических ситкомах, к полнометражному фильму все-таки немного другие требования. Сцена, когда случайный знакомый объясняет Погорелову форму сердца, и вовсе скатывается в дешевый мелодраматизм.

Возможно, изначальной идеей проекта было показать, что люди воспринимают здоровье и другие жизненные ценности как должное, не сознавая, что в любой момент могут их потерять, так и не поняв, для чего они были им даны. Но в том же «Достучаться до небес» эта тема была раскрыта, а в «Сердце…» нет ничего и отдаленно похожего. По сути, это смесь рекламного ролика и мастер-класса для тех, кто мечтает подражать условному Погорелову, но не обладает достаточным цинизмом и прагматичностью, чтобы продвинуть свой фальшивый юмор.

Впрочем, им-то можно простить неспособность смешить.

А вот авторам комедийных проектов, под которые вдобавок выделяются государственные деньги, — нельзя.

Людмила Семенова

Подпишитесь