Posted 20 июня 2021, 21:01

Published 20 июня 2021, 21:01

Modified 30 марта, 09:11

Updated 30 марта, 09:11

Как Роман Протасевич стал «звездой» белорусского ТВ

20 июня 2021, 21:01
Схваченного в Минске оппозиционера власти делают медийной фигурой. Ему создают образ, который должен расколоть противников режима.

Романа Протасевича белорусские силовики и пропагандисты начали использовать в одном медиа-спектакле за другим. На первый взгляд это выглядит глупо и неуклюже. Но на самом деле, это хорошо продуманные действия, а сама стратегия «использования пленников для пропаганды» отработана давным-давно.

Напомним, что 23 мая в Минске из-за ложного сообщения о минировании приземлился самолет Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, в котором летел журналист, редактор Телеграм-канала «Беларусь головного мозга» 25-летний Роман Протасевич. Он и его девушка София Сапега (гражданка РФ) были задержаны.

Уже 24 мая один из провластных телеграм-каналов опубликовал видео с Протасевичем. В коротком ролике журналист заявил, что у него нет проблем со здоровьем, с ним обращаются корректно, он дает признательные показания по делу об организации массовых беспорядков в Минске и сотрудничает со следствием. Многим показалось, что Протасевич избит — этого не удалось скрыть даже телевизионным макияжем.

Отец Протасевича сразу заявил журналистам о странностях в поведении и внешнем виде сына, предположил, что на него было оказано психологическое и физическое давление. А профессор Вильнюсского университета Гинтаутас Мажейкис заявил, что лежащая на столе пачка сигарет той марки, которую Протасевич не курил, может быть «скрытым сообщением о перенесенных пытках». По его словам, во времена массовых репрессий 1930-х годов в СССР фотография с пачкой сигарет (скорее, уж папирос!), которые заключенный не курил, была сигналом о том, что он находится в тяжелом положении.

26 мая Лукашенко лично высказался о задержанном Романе Протасевиче: мол, блогер и активист участвовал в боевых действиях на востоке Украины, убивал людей. Эта информация была сразу опровергнута в Киеве: там заявили, что Протасевич действительно был на передовой — но как журналист. Правда, тут его подвела страсть к фотографированию с оружием: многочисленные фотографии Романа с различными «девайсами» слабо вязались с рассказом о том, что он был лишь журналистом.

Адвокат Романа Протасевича Инесса Оленская только через четыре дня после задержания смогла встретиться со своим подзащитным. По ее словам, «у Протасевича все хорошо, он бодрый, позитивный и веселый, волноваться нечего». Впрочем, Оленская даже не смогла сказать, где именно находится Протасевич и в каком статусе.

3 июня белорусский государственный телеканал ОНТ выпустил в эфир в прайм-тайм большое интервью с Протасевичем. В нем журналист заявил, что согласился на интервью добровольно, признал свою вину в организации массовых беспорядков в Минске в августе 2020 года, раскритиковал руководителей белорусской оппозиции, в частности, сказав, что посадка его самолета в Минске стала результатом провокации активиста штаба Светланы Тихановской Даниила Богдановича, а также заявил, что уважает Александра Лукашенко, назвав его «человеком со стальными яйцами».

На вопрос, почему Протасевич и Сапега не удалили информацию с телефонов, когда поняли, что самолет посадили в Минске, сказал: «Мы оба находились в состоянии стресса, что мозг практически не работал. Было не до этого. Первостепенная задача была просто успокоиться». Также в том интервью Протасевич рассказал много информации «из кулуаров», в том числе о том, как живут и богатеют лидеры белорусской оппозиции. При этом он неоднократно с сожалением отмечал, говоря про работу в разных проектах, что его «отодвинули в сторону», «собирались уволить» и т. д.

Однако многие не поверили всему, что говорил подследственный. Поведение его было не очень естественным, а на запястьях были видны темные следы от наручников. Психологи, смотревшие видеозапись, потом так ее комментировали: «Человек был готов на все, чтобы издевательства над ним прекратились». К тому же за последний год белорусские телезрители видели уже десятки похожих видеозаписей людей, задержанных по политическим делам, с признаниями, объяснениями и комментариями о происходящем вокруг, своем якобы участии в тех или иных событиях.

Понемногу шумиха вокруг Протасевича начала стихать: его история не выглядела такой уж ужасной на фоне всего белорусского треша последнего года. Однако неожиданно сами белорусские власти решили превратить арестованного журналиста в медиа-персону.

14 июня МИД Белоруссии провел пресс-конференцию на тему инцидента с самолетом Ryanair. И неожиданно для всех собравшихся там журналистов в числе участников оказался Роман Протасевич, которого доставили на мероприятие из СИЗО. Он заявил, что «ни о чем не торговался со следствием», сотрудничает с властями добровольно: «Знаете, моя совесть абсолютно чиста. Я никого не предаю, я никого не сдаю. Я сотрудничаю со следствием, я помогаю своей стране и намерен помогать дальше».

При этом Роман ничего не сказал о ситуации с посадкой самолета — было видно, что его вытащили, просто чтобы представить журналистам. Также Протасевич заявил, что понимает своих родителей, оказавшихся невольными заложниками польских властей, и призвал их вернуться в Минск. «Мам, пап не переживайте, у меня все отлично», — обратился он напрямую к родителям. — Я прекрасно себя чувствую, у меня нет никаких жалоб».

Общее мнение собравшихся в конференц-зале журналистов неожиданно высказала корреспондент информагентства БелаПАН Татьяна Коровенкова: «Мне сложно представить, что вы пережили за последние недели. Я искренне вам сочувствую. Вам так же искренне сочувствуют многие люди в Беларуси и многие ваши коллеги. Всему, что вы говорите, я не верю. Потому что предполагаю, что с вами могли сделать. Просто держитесь и переживите это».

Судя по всему, идеологи официального Минска решили превратить Романа Протасевича в своего рода медийный рупор для трансляции своего мнения. Ведь когда таким инструментом становится известный противник — это двойная удача. Это напоминает классику информационной войны — события в Корее в середине ХХ века. Там когда американские солдаты попадали в плен к северокорейцам — те их пытали, издевались, заставляли писать признательные показания о невероятных преступлениях.

Китайцы, которые тоже захватывали американцев, вели себя с ними куда умнее. Они их содержали в хороших условиях, по-доброму общались с ними, вели идеологические дискуссии. А потом просили: «Напишите письмо домой, расскажите правду, как вас тут содержат». Потом: «Напишите эссе, сравните как вы видите капитализм и китайский коммунизм. Пишите как думаете. Но нам будет приятно, если вы сможете найти пару-тройку хороших фраз для нашего общественного строя, не все же в Китае плохо». И так далее, и тому подобное.

Хорошее обращение, свобода слов и мыслей, только время от времени — просьбы сказать что-то хорошее о коммунистической власти. Удивительно, но мировоззрение пленных американцев после этого быстро менялось. Многие из них, уже вернувшись из плена домой, на долгие годы становились в США ярыми защитниками китайской модели коммунизма.

Кажется, с Романом Протасевичем сейчас делают нечто подобное — только куда более форсированными темпами. Следствие по его делу может тянуться очень долго, а могут судить буквально завтра — а послезавтра помиловать. Все это уже не принципиально. Если ситуация продолжит развиваться как сейчас, у считающего себя законным президентом Александра Лукашенко может появиться сильный сторонник и публичный защитник — «перековавшийся» и «осознавший» Роман Протасевич.

Вячеслав Гордиенко

Подпишитесь