Posted 18 июня 2021, 16:33
Published 18 июня 2021, 16:33
Modified 30 марта 2024, 09:11
Updated 30 марта 2024, 09:11
20 июня в Армении досрочные парламентские выборы. Исход их драматически неясен. Спустя три года после победоносной мирной «бархатной» революции апреля 2018-го, приведшей к власти на волне антиолигархических протестов Никола Пашиняна, а еще через два года — трагического поражения во второй карабахской войне с Азербайджаном, власть в Армении вынуждена переутверждаться. Так, как это принято в цивилизованных демократиях — электоральным путем.
Если упростить картину противостояния, то она следующая: лидер «бархатной» революции 2018 года, 46-летний Никол Пашинян, ныне и. о. премьер-министра страны — против 66-летнего Роберта Кочаряна, второго президента Армении. Молодой победитель трехлетней давности против одного из проигравших властных ветеранов. Пораженец второй карабахской войны против одного из победителей первой войны. Ветеран и его предвыборный блок «Армения» на финише предвыборной гонки вырвались вперед и по опросам Gallup International Association обгоняют блок нынешнего премьера «Гражданский договор» на 3,5% — 28,7% против 25,2%.
Шансы попасть в парламент имеют также блок «Честь имею!» (10,8%, его поддерживает третий президент Армении Серж Саргсян), партии «Процветающая Армения» (5,4%) и «Просвещенная Армения» (5,2%), только одна из которых при определенных условиях может войти в коалицию с Пашиняном.
Уже очевидно, что значительно растерявший свою поддержку в стране и несущий главную ответственность за поражение в войне Никол Пашинян, скорее всего, не сможет получить не то что абсолютное большинство в парламенте, но и рискует утратить возможность собрать правящую коалицию, чтобы сохранить за собой пост главы правительства. В Армении парламентская система власти и главой государства является премьер-министр.
Кремль демонстративно дистанцируется от поддержки какой-либо политической силы в Армении при том, что и в Москве, и в Ереване не скрывают личной дружбы, связывающей Путина и Кочаряна. Их окружение дает понять, что они видят друг в друге этаких мачо, русского и армянского… Кочарян уже сейчас обещает добиться значительного усиления военной мощи Армении за счет российской помощи в случае своего возвращения во власть.
Вторым внешним фактором в армянской предвыборной кампании является азербайджано-турецкий. Еще несколько недель назад казалось, что Баку работает на ослабление Пашиняна, демонстрируя свои победительные амбиции и устанавливая силовым путем новые участки границы с Арменией. Ереван оказался не в состоянии противостоять этому, что ударяло по имиджу и. о. премьера. Однако состоявшаяся недавно выдача Азербайджаном 15 армянских военнопленных в обмен на представление Арменией карты минных полей на части территорий, оккупированных ею вокруг Карабаха в ходе первой войны, сыграла в пользу Пашиняна.
Согласно прогнозам Gallup, явка избирателей будет невысокой, что в городах, где сторонников Пашиняна меньше, будет для него выгодно. Его ядерный электорат в основном в сельской местности, и от активности там будет во многом зависеть судьба нынешнего армянского лидера. Если правящую коалицию по итогам 20 июня создать не удастся, возможен второй тур выборов. А это грозит эскалацией противостояния между армянами. Звучат и разговоры об опасности гражданской войны в расколотой стране. Вот уж не хотелось бы…
Аркадий Дубнов, журналист