Posted 17 июня 2021, 09:02
Published 17 июня 2021, 09:02
Modified 30 марта, 09:11
Updated 30 марта, 09:11
Мне кажется, я догадался, зачем была нужна вчерашняя встреча президенту США. А то в этом была некоторая загадка. Но я прочел список экспертов, помогавших Байдену готовиться к разговору с президентом Путиным, и у меня появилась идея.
Почему было непонятно, зачем эта встреча Байдену? Прежде всего потому, что у каждого внешнеполитического действия президента США всегда есть внутриполитический мотив. А здесь? И демократам, и республиканцам от встречи нужны конкретные, осязаемые результаты, а Байден, конечно, не ожидал от этой встречи таких результатов. Взаимовыгодные сделки Кремль давно не интересуют, а давлением уже больше ничего не добьешься — давления и так немало, куда же еще. Казалось бы, нет смысла в такой встрече.
В списке экспертов, которые участвовали в подготовке Байдена, есть Michael McFaul — это, конечно, неудивительно. Макфол — самый, наверное, влиятельный специалист по России в демократическом лагере. Во всяком случае, из публичных фигур вне администрации. Но там еще была Фиона Хилл, автор «Сибирского проклятия», важной и интересной книги про советскую экономику. Хилл — республиканка, она была главным советником по России у президента Трампа. Там была Роуз Гетемеллер — она была директором Московского центра Карнеги, потом замминистра иностранных дел, замгенсека НАТО.
И я подумал: возможно, что основная цель Байдена была, не произнося этого, прояснить американские позиции так, чтобы полностью убрать эффект сказанного Трампом в Хельсинки. Никто не знает, что он там пообещал Путину при встрече один на один. Как известно, Трамп забрал рабочие записи переводчицы и уже три года все гадают-расследуют, что же там было. А у Байдена была задача: не зная, что сказал Трамп, по всем важным темам зафиксировать такие позиции, чтобы слова Трампа не играли никакой роли. Самое простое — это сказать, что в случае расхождения версий между тем, что ему говорит собственная разведка, и тем, что говорят в Кремле, он поверит разведке. (Трамп в Хельсинки сказал противоположное.) Но тем, которые мог затронуть Трамп, много — вот Байдену и понадобилась встреча.
Константин Сонин, экономист