Posted 17 июня 2021, 15:26
Published 17 июня 2021, 15:26
Modified 30 ноября, 06:57
Updated 30 ноября, 06:57
Государства Центральной Азии пребывают в категории развивающихся, то есть характеризующихся, в первую очередь, безработицей, низким уровнем жизни, большим разрывом между богатыми и беднейшими слоями населения. Перечисление других характеристик развивающихся стран, более углубленных и с разнообразием «подвидов» этого термина, займет десятки страниц. Но и развивающаяся страна может иметь, так сказать, человеческое лицо, стремиться к изжитию глубинных причин, мешающих ей подняться на более высокий уровень. Однако для достижения соответствующего результата нужно иметь и соответствующий менталитет. А с этим делом у власть имущих разного уровня почти всех республик ЦА — большой напряг.
Итак, Туркмения, исключенная Всемирным Банком из своего последнего отчета «Глобальные экономические перспективы». Как передает «Азатлык» (проект Радио Свобода, признанного в России иноагентом), такая мера объясняется ВБ отсутствием «надежных качественных данных» экономических показателей республики. А до того, в апреле, официальной государственной статистикой Ашхабада перестал пользоваться Международный валютный фонд (МВФ). Достаточно указать на огромный разрыв между данными туркменского правительства за прошлый год, по которым темпы роста ВВП в республике составили 5,9%, в то время как МВФ фиксирует всего 0,8%. Экономические показатели, приведенные международными организациями, Ашхабад не признает. Так что в последнем отчете ВБ фигурируют все страны Европы и Центральной Азии, кроме Туркмении, испытывающей тяжелейший экономический кризис.
Но власти республики уличены не только в сокрытии тех или иных реалий финансово-экономического порядка. В раскрытии стиля жизни и «экономического мышления» местных «небожителей» активное участие приняла «Хроника Туркменистана», обнародовавшая результаты своего скрупулезного расследования. Подробностей о его ходе упоминать не будем — получится целый восточный сериал. Так что остановимся на кратком резюме: у президента страны с беднейшим и зачастую голодающим населением появился еще один, третий по счету воздушный лайнер «Боинг». Да не простой, а, можно сказать, золотой.
Дизайном его интерьера занималась одна из американских компаний, и он обошелся заказчику едва ли не дороже, чем сам самолет. То, что «при оформлении салона использовались исключительно премиальные и экзотические материалы», а в офисе «очень-очень высокопоставленной персоны» установлено эксклюзивное кресло с функцией раздельного массажа шести зон, не так поражает воображение, как множество позолоченных деталей и «неких символов» (восьмиконечных звезд Огузхана), масса эксклюзивных ковров ручной работы; позолоченная карта Туркмении «на стене в обшитом золотом салоне самолета».
Вопрос — зачем Гурбангулы Бердымухамедову, весьма редко и неохотно покидающему пределы Туркмении, потребовался третий «Боинг», — остается без ответа. Равно как к чему такая роскошь на фоне удручающей бедности туркменов. А также: в какую сумму она влетела налогоплательщикам? Кстати, столь драгоценная «игрушка» появилась у Аркадага в аккурат тогда, когда «Туркменские авиалинии» испытывают сложности с выплатой жалованья своим работникам.
Но опустимся с неба на землю, где имеющийся в наличии личный автотранспорт стал для его владельца роскошью. А все потому, что жителям Ашхабада разрешили пользоваться им только в часы пик — с 7 до 9 утра и с 17 до 21 вечера. «Нейтральный Туркменистан» оповещает, что целью данной акции является пропаганда здорового образа жизни и бережного отношения к природе. Громко негодовать по этому поводу народ не смеет, тем более, что ему пошли навстречу: сняли введенный ранее полный запрет на передвижение частного транспорта. Turkmen.news связывает «послабления» с последствиями столь драконовых мер — транспортным коллапсом, возникшим в столице, где цены на вызов государственного такси сразу же подскочили более чем вдвое, а автобусы были забиты до отказа.
На фоне информации о ментально-материальной «философии» главы республики (речь, в данном случае, о «золотом Боинге»), сообщение, распространенное изданием Eurasia Today со ссылкой на Euro cz, может показаться «мелким». Тем не менее, это еще один «штрих к портрету»: известная чешская компания Moser недавно изготовила роскошные бокалы для Бердымухамедова. По словам главы компании Павла Менцла, она регулярно поставляет предметы декора в президентскую резиденцию. На сей раз были заказаны бокалы для виски с гравированным изображением любимых лошадей Аркадага — ахалтекинских скакунов. Стоимость заказа не раскрывается. Здесь же заметим, что Moser, основанная в 1857 году, известна производством коллекционных изделий и считается самым роскошным чешским брендом, выпускающим стекольную продукцию.
В общем, у богатых — свои причуды, но плохо, когда они опустошают тощие кошельки бедных. Turkmen.news сообщает, что педагогам школ Туркменабада передали «распоряжение сверху»: пошить к празднику — Неделе культуры — платья с закрытым горлом из ткани, именуемой «болгаром» (нечто вроде бархата, но с более длинным ворсом). Наряд должен быть дополнен длинным жакетом. За этот «шик» дамы выкладывают почти всю свою месячную зарплату, плюс педагогам велено приобрести недешевые значки с изображением туркменского флага. Ну и предстать в таком зимнем наряде перед президентом в 45-градусную жару.
И если в Туркмении педагогов переодевают, то в Казахстане полицейских переобувают — правда, за счет государства. По словам главы МВД Ерлана Тургумбаева — «в обувь по типу кроссовок». Она особенно актуальна для пеших и оперативных патрулей, «работающих с населением». Еще одним новшеством станет наличие на форме множества отражающих элементов, чтобы в ночное время полицейского было видно издалека. Это чтобы преступник сумел вовремя смыться?
В общем, с мерами по борьбе с криминалом в Казахстане определились, равно как с мероприятиями по пополнению бюджета за счет истребления редких представителей фауны. Разумеется, только богатыми людьми, более того, шейхами из ОАЭ — правительство РК, по данным zakon.kz, подготовило постановление «О проведении охоты на дрофу-красотку», внесенную в Красную книгу Казахстана. С 1 сентября по 15 ноября охотиться на «красотку» смогут с собственными соколами четверо шейхов. В общей сложности им дозволено «изъять» 413 особей в различных заповедниках республики. За «изъятие» одной единицы дрофы-красотки ставка установлена в размере 260 месячных расчетных показателей (758 420 тенге — примерно $1780). Для чего это практикуется? Официально — Внимание! — «для развития международного сотрудничества». Ну и, разумеется, доход в три четверти миллиона долларов бюджету не навредит.
Еще одной доходной статьей этой не бедной углеводородной страны может стать «красный туризм» для китайцев. С соответствующей инициативой, по данным Фонда стратегической культуры (ФСК), выступил политолог Марат Шибутов. Оказывается, жители Китая увлекаются турами в республики бывшего Советского Союза по местам, связанным с Октябрьской революцией 1917 года. Почему бы Алма-Ате не заработать на интересе китайцев к «красным» — ведь здесь в свое время в ссылке в течение года жил Лев Троцкий. То есть можно обустроить его музей, показать любителям «огненного» террора гостиницу, где проживал «враг народа» — она сохранилась по сей день. Затем бывшему соратнику Ленина предоставили небольшую дачу — в совхозе ГПУ. В Казахстане ссыльному даже удалось написать книгу «Критика программы Коминтерна» и начать работу над произведением «Моя жизнь». Шибутов уверяет, что создание музея «станет точкой туристического бума», и такой шанс упускать нельзя. Ведь ездят же десятки тысяч китайцев в Минск, чтобы только глянуть на музей I съезда РСДРП: «Чем мы хуже Минска? Или нам деньги не нужны?»
«О времена! О нравы!» — воскликнул римский философ Цицерон еще в первом веке до нашей эры, что не потеряло своей актуальности и в веке 21-м. ИА «Фергана» со ссылкой на Darakchi.Uz. сообщает, что узбекский эстрадный певец Жасур Умиров, осужденный за изнасилование несовершеннолетней на пять лет лишения свободы и освобожденный из тюрьмы через четыре месяца, женился на своей жертве. Брак был зарегистрирован, когда насильник отбывал наказание. Как мог состояться такой, мягко говоря, противоестественный союз? Оказывается, очень просто — и это снова из области менталитета: отец жертвы заявил, что Умиров искупит свою вину, если женится на его дочери и сделает ее счастливой. И пострадавшая отказалась от претензий к преступнику.
Рассказы об «очевидном-невероятном» в государствах Центральной Азии, позиционирующих себя как цивилизованные, можно продолжить. Но закончим их высказыванием еще одного философа — Сократа, тоже жившего еще до нашей эры: «Платон мне друг, но истина дороже». И впрямь, оставленные им учения актуальны по сей день. Потому как только признание истины является отправной точкой для изменения жизни, во всех ее проявлениях, к лучшему.
Ирина Джорбенадзе