Насколько ценится магистерское образование на российском рынке труда и что дает обладателям этой степени, рассказали ученые Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ на совместной конференции ВШЭ и РАНХиГС.
«Прошло всего десять лет с того момента, как российская система образования перешла от монолитного специалитета к более гибкой системе, состоящей из бакалавриата и магистратуры. С 2013 по 2020 год количество магистров в России выросло втрое», — сказала сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Ксения Рожкова.
Спрос на магистратуру растет, сегодня уже 20% общего приема в вузы составляют магистры. Но насколько реально нужна эта степень для того, чтобы найти хорошую работу? Что дает своим выпускникам в части трудоустройства, доходов?
По словам Рожковой, на этот счет сейчас звучит множество разных предположений. Считается, что дополнительная степень нужна только для построения академической карьеры, а вот работодатели не различают бакалавриат и магистратуру, поэтому от магистерской степени нет никакой отдачи и смысла получать ее нет.
С другой стороны, дополнительные два года обучения дают новые знакомства, знания и навыки. Кроме того, на фоне всеобщей «бакалавризации» степень магистра должна бы выглядеть внушительнее. При таком раскладе, казалось бы, люди с «более продвинутыми» дипломами должны зарабатывать больше.
В развитых странах это действительно так. Как показывают зарубежные исследования, там премия за магистерскую степень может составлять от 5 до 30%. «В разрезе специальностей наибольшую отдачу от образования получают как бакалавры, так и магистры в технических дисциплинах, а также в секторе „экономика, управление, бизнес“. При этом для гуманитариев степень магистра практически ничего не дает. Такая же ситуация с социальными и образовательными дисциплинами», — отметила Рожкова.
В России до сих пор никаких серьезных исследований на этот счет не было. «Это пионерная работа, в которой впервые оценивается премия за магистерское образование в России. Используется база данных, где сведения Рособрнадзора о выпускниках бакалавриата и магистратуры комбинируются с данными ПФР об их занятости и зарплате. Для исследования взяли выпускников бакалавриата 2017 года, как продолживших, так и не продолживших обучение в магистратуре. Занятость и заработки выпускников через год после окончания магистратуры сравниваются с занятостью и заработками бакалавров через три года после окончания бакалавриата», — отметил замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.
Как уточнила Рожкова, исследование проводилось на базе мониторинга трудоустройства выпускников Минтруда. Это уникальная база, которая позволяет видеть данные об образовании, о трудоустройстве, зарплате.
В России чаще всего в магистратуру идут с дипломами бакалавров инженерного, технического и естественнонаучного профиля, отметила Рожкова. «В юриспруденции, экономике и других направлениях доля поступающих в магистратуру ниже, что может быть связано с тем, что они и без этого прекрасно могут найти себе работу», — полагает она.
При этом мужчин среди магистров куда больше, чем женщин. «Количество женщин в магистратуре по сравнению с бакалвриатом заметно падает. Возможно, одна из причин в том, что после окончания первой ступени высшего образования жизненные планы женщин оказываются направлены на обзаведение семьей и рождение детей», — отметил Капелюшников.
Несмотря на то, что магистратура, как отдельная ступень, дает возможность сменить профиль обучения, пользуются этим не многие. После бакалавриата лишь 22% студентов меняют специальность, но не кардинально — на смежную. Еще 17% меняют вуз и только 8% — регион обучения. «Это может быть результатом негибкости системы и жестких входных требований по ряду направлений, поскольку даже те, кто решился на перемены, сменили специальность на смежную», — отметила Рожкова.
По данным исследователей, магистры, которые после бакалавриата сменили вуз, регион, выигрывают в зарплате. При этом, те, кто сменил специальность, получают своего рода штраф: на выходе из вуза они зарабатывают меньше тех, кто продолжил обучение по профилю.
В целом, исследование показало, что зарплаты магистров действительно выше зарплат бакалавров. Так, после четырех лет обучения люди в среднем получают 34 тысячи рублей в месяц, после магистратуры — на 10 тысяч рублей больше. Заметней всего разрыв в зарплатах бакалавров и магистров направления «экономика и управление» — более чем в полтора раза.
«Отдача от диплома сильно зависит от того, в каком вузе учился магистр. Выпускники ведущих вузов — НИУ и вузов из списка 5-100 — получают больше, чем выпускники вузов без статуса. К слову, и бакалавры, получившие образование в таких вузах, зарабатывают больше остальных», — отметила Рожкова.
Но если вывести за скобки вузы из категории 5-100, то окажется, что обучение в вузах без статуса дает большую отдачу, чем в элитных или полуэлитных, заметил в свою очередь Капелюшников.
Практически 90% магистров совмещают работу с учебой. Это заметно влияет на зарплаты в будущем. Студенты, которые работали во время учебы, получают больше тех, кто только учился. «Магистры, которые во время учебы не работали, зарабатывают примерно столько же, сколько бакалавры, которые совмещали учебу с занятостью: 34 тысячи против 36 тысяч рублей. При этом выпускники магистратуры, которые совмещали учебу с работой, в среднем получают 45 тысяч рублей», — отметила Рожкова.
Вообще, магистры устремляются в занятость во время учебы активнее и успешнее, чем бакалавры, которые не стали продолжать обучение. «Занятость их во время учебы оказывается куда выше, чем у бакалавров безо всякой учебы», — отметил Капелюшников. Возможно, это тоже влияет на разницу в зарплатах после выпуска.
При том, что женщины реже мужчин идут в магистратуру, отдачу от продолжения образования они получают куда больше. Для них диплом магистра обеспечивает рост зарплаты на 10%, в то время как для мужчин только на 2,5%. «Магистерская степень в сфере экономики и управления увеличивает зарплаты женщин на 20%, в сфере математических и компьютерных наук — на 15%. Для женщин почти любой диплом магистратуры идет в плюс, чего нельзя сказать о мужчинах», — подчеркнула Рожкова. Возможно, дело в том, что мужчинам изначально предлагают более высокие ставки, а женщинам приходится продолжать образование, чтобы рассчитывать на приличный оклад.
Анна Семенец