Posted 8 июня 2021, 07:16
Published 8 июня 2021, 07:16
Modified 30 марта, 09:46
Updated 30 марта, 09:46
МИД РФ выступает в роли пессимиста, заявляя, что санкции Запада против России — навсегда. «Надо быть реалистами», — добавили в ведомстве, также отметив, что РФ надо готовиться к новым санкциям, включая возможность отключения от SWIFT. Кроме того, пострадать за «козни Запада» могут наши соцсети. МИД также призвал усилить контроль государства над интернетом с целью противодействовать тлетворному влиянию.
Все это очень напоминает штампы советской пропаганды времен брежневского застоя. По сути, МИД расписывается в невозможности повлиять на ситуацию, что говорит о неэффективности дипломатической работы.
Убежденность в том, что санкции были, есть и будут вне зависимости от того, насколько они справедливы, верна лишь отчасти. По большому счету, речь идет о полном отсутствии диалога между странами, а МИД никак не может содействовать его началу. Понятно, что при внешней политике на полностью ручном управлении министерство иностранных дел играет второстепенную роль исполнителя поручений. Поэтому предложение смириться и терпеть — понятный тезис, когда не можешь предложить что-то продуктивное.
Сейчас функции МИД частично делегируются организациям-посредникам, различным спецпредставителям, лоббистам и владельцам капитала. В отличие от дипломатов, они могут влиять на политику через реальный сектор, что гораздо эффективнее громких фраз.
Преодоление санкций — задача сложная и требующая не только постоянного напора, но и определенных уступок. Есть надежда, что после саммита Байдена и Путина, если наметится определенный вектор на разрядку в отношениях, то и вопрос снятия части санкций сможет вернуться в повестку.
Так что надо быть реалистами и требовать невозможного, как говорил Даниель Кон-Бендит, один из лидеров студенческих волнений 1968 года в Париже.
Илья Гращенков, политолог