Posted 8 июня 2021, 11:41
Published 8 июня 2021, 11:41
Modified 30 марта 2024, 09:46
Updated 30 марта 2024, 09:46
Памятник Александру III в Гатчине — уже второй монумент этому царю, открытый Владимиром Путиным. Первый был в 2017 году в Ялте. Александр — это царь, проводивший технологическую модернизацию, но при консервативной самодержавной политической системе. Она исключала парламент и многопартийность, уже укоренившиеся в европейских государствах того времени. Такое сочетание, помноженное на сознательное отставание в образовательной сфере, ставку на церковно-приходские школы, призванные не столько давать знания, сколько воспитывать благочестие, способствовало общественному «взрыву» в начале ХХ века. Но это произошло уже при Николае II, который искренне стремился продолжать отцовский курс.
Примечательны нюансы выступлений президента. В обоих случаях речь идет о том, что «великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям» (Ялта), а царствование Александра — это «пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам» (Гатчина).
Но самое интересное — в ялтинской речи Путина был характерный — со ссылкой на графа Витте — пассаж о том, что царь-миротворец «дал России эти 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью». Сейчас же внешнеполитическая составляющая была максимально сокращена, а интонации смягчены. Известно, что деятельность любого исторического деятеля может быть интерпретирована по-разному. Перед встречей с Джо Байденом подчеркивать непоколебимость было бы нерационально.
Но и вспоминать о русско-французском союзе, когда самодержец Александр заключил договор с республикой, было бы по меньшей мере преждевременно (да и о союзе сейчас не говорят даже самые большие оптимисты — договориться бы о правилах игры). Так что осталась общая формулировка о том, что государь «любил Россию. Жил ею, стремился сделать все для ее поступательного и уверенного развития, для защиты интересов и укрепления Российской державы в Европе и в мире». Кстати, она может носить и характер самооценки.
Алексей Макаркин, политолог