Posted 4 июня 2021, 17:22
Published 4 июня 2021, 17:22
Modified 30 ноября, 06:57
Updated 30 ноября, 06:57
Борьба власти с оппозицией все больше «отвязывается» от приближающихся в сентябре парламентских выборов. Например, арест Андрея Пивоварова, бывшего лидера уже прекратившей существование организации «Открытая Россия» (одноименная британская структура признана на территории России нежелательной организацией), напрямую никак не связан с думской кампанией. Оппозиционер собирался лететь в Варшаву, но его сняли с самолета, развернув борт уже на взлетной полосе.
Практически сразу после этого задержали экс-депутата Дмитрия Гудкова. Вот он действительно намерен баллотироваться на предстоящих выборах. Задержали его по делу его тети, и это многим показалось лишним свидетельством того, что речь идет о политическом предвыборном деле, которое никто даже всерьез расследовать не собирается. Мол, просто решено добавить Гудкову в биографию судимость, чтобы помешать ему участвовать в выборах.
Однако экс-депутата внезапно отпустили, не отправив его ни в СИЗО, ни под домашний арест. А он, вдобавок, после этого не стал, как многие опасались оппозиционеры, сниматься с выборов. Наоборот, подтвердил, что не намерен отказываться от борьбы за депутатский мандат, хотя и знает, что это может закончиться «там, откуда вышел».
Таким образом, получилось, что все последние громкие задержания оказались просто акциями против оппозиции, без четкой связи с сентябрьскими выборами нового состава Госдумы. Единственной привязкой, по сути, оказались сроки — все произошло до официального старта предвыборной кампании, который будет дан, когда президент подпишет указ о дате выборов. И это вызвало слухи о том, что атака на оппозицию, в реальности, стала уже единственной и самоценной задачей Кремля. Даже выборы — это всего лишь повод, к которому подвязываются новые запретительные законы или действия репрессивных органов.
Немного обескуражили комментаторов и предварительные выборы «Единой России». Эксперты, критически относящиеся к партии власти, например, Сергей Шпилькин, отметили, что это голосование (особенно «электронная» его часть) получилось похожей на чистую фальсификацию. Этого, впрочем, многие ожидали, потому что отчеты представителей правящей партии были слишком бравурными. Достаточно того, что представители «Единой России» утверждали, что в необязательных и мало кому интересных праймериз участие приняли почти 12 млн человек, то есть чуть ли не половина от того количества избирателей, которое поддержало ЕР на последних парламентских выборах.
Но основными стали даже не слухи о фальсификации результатов голосования в целом, а список тех лиц, которые оказались победителями и, в теории, должны теперь стать лидерами избирательных списков единороссов. Нет нужды говорить о том, что не прошло большинство «скандальных» кандидатов, например, бывшая солистка группы «Тату» Юлия Волкова. Об этом заранее говорили источники, близкие к кремлевской администрации.
Но в числе победителей праймериз не оказалось также и многих «политических тяжеловесов», как, например, Николая Гончара в Москве. А ведь он в столице на виду еще с конца 1980-х годов. Чересчур малое число голосов набрал и знаменитый актер Владимир Машков, давно подвизающийся в политике. При этом телеведущий-пропагандист Евгений Попов праймериз выиграл. Ну а, например, в Магадане лидером оказались не местные тяжеловесы, а мало кому знакомый как депутат городской думы, зато хорошо известный в бизнесе Антон Басанский.
И так — практически везде по стране. Среди победителей в борьбе за кресла глав местных советов множество никому не известных депутатов. Изредка победителями даже оказываются чиновники, давно, казалось бы, списанные в тираж. При этом некоторые заметные персоны, как, например, Наталья Поклонская, после общения с эмиссарами президентской администрации даже и не пытались «штурмовать» праймериз.
Ходят слухи, что это все свидетельствует о стремлении ЕР найти не столько популярных в целом людей, сколько тех, кто сможет мобилизовать «под себя» административными методами достаточное количество избирателей.
Впрочем, есть также слух, что реальные списки, как это уже бывало, не вполне будут соответствовать итогам праймериз. Просто с их помощью «срезают» многих известных людей, вроде того же Гончара, которых власти не хотят видеть на этих выборах.
Не все хотят снова часто видеть и Владимира Путина. Как ни странно, ходят слухи, что российский правящий класс привык к отсутствию президента. Согласно этой версии, период его самоизоляции после начала пандемии сформировал группу влияния, которая пользовалась тем, что глава государства получает информацию из крайне ограниченного количества источников. Собственно, эти люди этими источниками и были.
Соответственно, с возвращением Владимира Путина (пусть даже частичным) в публичное пространство, снижается и их административное влияние, так называемый «доступ к телу». Президент все активнее участвует в политических процессах и это, возможно, создает даже определенные риски для кого-то из его окружения.
Показательно, с этой точки зрения, участие Владимира Путина в сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), которое было организовано как чисто протокольное, с чтением по бумажке. Но президент внезапно вырвался из этого круга и после вопроса ведущего произнес довольно серьезную внешнеполитическую речь, связанную с российским экспортом газа.
Вот именно таких активностей и опасается часть его окружения. Однако очевидно, что количество таких случаев будет только расти. Разумеется, если кому-то не удастся убедить президента «поберечь себя». Как ходят слухи, такие попытки сейчас как раз предпринимаются.
Правда, есть и другая группа, которая после прихода ковида потеряла часть влияния. Проблемой для них стало отсутствие «доступа к телу» из-за необходимости двухнедельного карантина. Говорят, что представители этой группы особенно активны в эти дни на ПМЭФ и готовы обсуждать с президентом что угодно, даже далекую для большинства представителей правящего класса тему парниковых выбросов и возможной роли России в общемировой борьбе за экологию.
Кстати, появление этой темы, да еще в таком широком формате, как говорят, свидетельствует о том, что свое влияние сохранил, казалось бы, уже давно списанный в утиль Анатолий Чубайс. Озвученная президентом схема, по которой Россия может записать себя в главные борцы с парниковым эффектом и даже заработать на этом, очень похожа на то, что еще год назад предлагал именно бывший глава Роснано. И его возможное возвращение — еще один околополитический слух, который многих в окружении президента заставил серьезно напрячься.
Иван Преображенский