Posted 1 июня 2021, 21:01

Published 1 июня 2021, 21:01

Modified 30 ноября, 06:56

Updated 30 ноября, 06:56

Что сделает Китай, если Путин и Байден подружатся?

1 июня 2021, 21:01
Эксперты дали прогноз, способен ли предстоящий саммит глав России и США изменить баланс сил между ведущими мировыми державами.

Подготовка к намеченным на 16 июня переговорам президентов России и Соединенных Штатов идет своим чередом, однако международная обстановка к оптимистичным прогнозам пока не располагает. Особенно это заметно на фоне усиления напряженности в отношениях Москвы с Западом после принудительной посадки в Минске самолета авиакомпании Ryanair с целью ареста белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

О чем в такой атмосфере могут договариваться между собой Владимир Путин и Джо Байден на предстоящей встрече в Женеве, состоится ли она вообще, и если все же пройдет и будет успешной, то как может отреагировать на возможное сближение США и России Китай, у которого с Америкой множество собственных противоречий, обозревателю «Росбалта» рассказали эксперты.

Алексей Маслов, врио директора Института Дальнего Востока РАН:

«Соединенные Штаты все время пытаются развести Китай и Россию между собой. У нас же существует мнение, что надо просто немного подождать, и когда политическая ситуация в США восстановится, просто начать сближение с ними, потому что по своему культурному контексту, по миропониманию мы ближе к ним, а не к азиатской цивилизации.

Однако здесь есть одна особенность. Если Россия будет восстанавливать отношения с США, она точно не будет отдаляться от Китая, потому что мы в своих экономических взаимоотношениях давно наладили совместную инфраструктуру. В КНР от нас идут и железные дороги, и газопроводы, и многое другое. То есть Москве скорее выгодней играть на борьбе между Пекином и Вашингтоном за российские ресурсы.

Вопрос состоит также в том, может ли Китай что-то сделать, чтобы Россия не сближалась с Америкой? Теоретически, да, но практически — Пекин вряд ли станет предпринимать что-то подобное. По одной простой причине — ему абсолютно неинтересен конфронтационный мир. Китаю важен мир без барьеров, чтобы поставлять свои товары и в США, и в Россию. На этом базируется вся нынешняя модель китайской экономики. Кроме того, Китаю невыгодно портить отношения с Москвой еще и потому, что из России он получает природные ресурсы, а также довольно много продуктов питания. Для КНР в целом эти поставки не критичны, но, например, для северо-восточных регионов это существенно.

Кроме того, учитывая, что за последние сорок лет Москва, в отличие от Вашингтона, не меняла своего отношения к Пекину, то если когда-то начнется смягчение российско-американских отношений, Китайская Народная Республика скорее встроится в этот процесс, чем будет ему противоборствовать».

Павел Шариков, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН:

«И официальные американские лица, и комментаторы повторяют сейчас как мантру слова о том, что Джо Байден ищет стабильности и предсказуемости в американо-российских отношениях. У меня складывается впечатление, что американский президент поедет на этот саммит с целью достичь каких-то договоренностей, которые сделают для него поведение Москвы более понятным и предсказуемым.

Не думаю, что речь пойдет об улучшении или потеплении российско-американских отношений или каком-то новом варианте разрядки. С американской стороны речь идет о том, чтобы понять, что на уме российских властей, какой логикой они руководствуются в принятии политических решений, чего добиваются и какими методами. В Москве, со своей стороны, хотят понять в каком направлении будут действовать в Вашингтоне, какова будет его реакция на те или иные шаги России.

Разговор на саммите будет непростой. Некоторые американские комментаторы даже допускают, что в последний момент он может сорваться. В любом случае, даже если встреча состоится, не думаю, что по ее результатам начнется какое-то сближение двух стран. Главный вопрос на нем в том, как нам вместе сосуществовать и развиваться в этом мире».

Елена Галкина, историк, политолог:

«Отмечу, что повестка этого саммита изначально была задана именно Джо Байденом. Он его инициатор, он задал время этой встречи, которая пройдет в самом конце его трансатлантического турне после заседания «большой семерки», намеченного на 11–13 июня в Великобритании, после саммита НАТО и отдельной встречи с лидерами Евросоюза в Брюсселе. Это, кстати, старая идея Байдена — провести саммит демократий для того, чтобы решить, как противостоять авторитаризму и диктатурам. Все это в рамках его предвыборных обещаний и его стратегии «America is Back».

То есть с Владимиром Путиным американский президент встретится после восстановления атлантического единства, после того, как согласует позицию Америки со своими европейскими союзниками. Для российского лидера фон этой встречи плохой. Недавний демарш Лукашенко с принуждением к посадке в Минске самолета ирландской авиакомпании только ухудшил позиции Путина на предстоящих переговорах. Трудно предположить, что российские спецслужбы об этой операции белорусского лидера не знали…

Партнеры Байдена по Евросоюзу ждут от американского президента возвращения США в дискурс единства западного мира и «противостояния свободы несвободе». При этом у Соединенных Штатов и Европы в отношении России нет никаких противоречий. Если они и были раньше, то вследствие последних событий, в числе которых особое место занимают и отравление Алексея Навального, и результаты расследования взрывов военных складов Чехии, и поведение Москвы после этого, когда она не сделала никаких жестов в сторону урегулирования этого скандала, возникло трансатлантическое понимание сути нынешнего российского режима. Любое движение в сторону компромисса, переговоров, российское руководство воспринимает исключительно как слабость.

Смысл встречи Байдена с Путиным после консультаций президента США с европейскими партнерами состоит в том, чтобы выработать единую позицию, которую глава Белого дома, как представитель и лидер западного мира, должен донести до российского президента. В свою очередь Путин изложит свою точку зрения на решение всех этих проблем».

Александр Желенин

Подпишитесь