Posted 31 мая 2021, 07:15

Published 31 мая 2021, 07:15

Modified 30 марта, 09:47

Updated 30 марта, 09:47

Life in the Trash: семь фильмов о мусорных катастрофах

31 мая 2021, 07:15
Не исключено, что одна из картин убедит вас в необходимости раздельного сбора или предостережет от покупки очередной юбки на распродаже.

Раздельный сбор — то, к чему рано или поздно придет каждый из нас, однако сейчас многие все еще находятся в стадии отрицания и непонимания. Разговоры о вторресурсах, переработке и контейнерах наводят тоску, а чтобы донести пластиковую бутылку до специального бака, нужно время, место, желание и… да что угодно, чтобы оправдать самих себя.

«Росбалт» сделал подборку самых убедительных и ярких фильмов о мусорных катастрофах в мире — быть может, один из них мотивирует вас начать копить макулатуру или предостережет от покупки очередной юбки по скидке в масс-маркете.

«Мусор», США, 2012, режиссер Кандида Брейди

Этот фильм прибавил оскароносному Джереми Айронсу еще больше поклонников — уже среди «зеленых». Картина начинается с того, что Айронс наблюдает планету откуда-то из космоса и отмечает, что «сверху не видно, что делает человечество на Земле, отсюда все выглядит прекрасно». Секунда — и он на огромной ливанской свалке, выросшей на одном из песчаных пляжей.

Сколько во всем мире в год выбрасывается бутылок, пластиковых стаканчиков и полиэтиленовых пакетов? Сколько свалок вокруг Пекина или Нью-Йорка? Сколько мусоросжигательных заводах в США и странах Европы? Что такое диоксины? Картина отвечает на все эти вопросы и предлагает всерьез задуматься о том, что модель перепотребления современного общества по-настоящему токсична.

Джереми Айронс вместе со зрителями отправляется в кругосветное путешествие от Исландии до Индонезии, чтобы пообщаться с местными жителями и экологами о том, что происходит.

«Реальная цена моды», Бангладеш, США, Камбоджа и др., 2015, режиссер Эндрю Морган

Документалка не для слабонервных. О том, как модная индустрия разрушает экологию и жизнь нуждающихся в странах третьего мира, умирающих на фабриках знаменитых брендов сегмента масс-маркет.

Режиссер демонстрирует подоплеку красивой картинки, которую лицезрит каждый из нас, наведываясь на выходных в торговый центр за очередной обновкой. Для того, чтобы вы, поддавшись влиянию модных блогеров, купили на распродаже очередную белую рубашку оверсайз и сменили ее спустя сезон, миллионы людей в Бангладеше, Индии и Камбоджи работают за три доллара в день на швейных фабриках. А сотрудники хлопковых ферм, где в безумных количествах выращивают хлопок для вашей рубашки, тем временем умирают от химикатов.

Фильм заставляет задуматься о смысле «фаст-фэшн», всеобщего консьюмеризма и о том, что пора бы уже поумерить аппетиты.

«Трагедия е-мусора», Испания-Франция, 2014, режиссер Козима Данноритцер

Жители развитых стран ежегодно вывозят на помойку порядка 50 млн тонн телевизоров, смартфонов, ноутбуков, планшетов, холодильников, стиральных машин и другого электронного мусора. 75% е-отходов мистическим образом пропадает из официальной статистики, минуя существующие пути утилизации и переработки.

Что происходит с «нелегальным» мусором и куда его везут, разбиралась Козима Данноритцер, которая провела масштабное расследование.

Пункт назначения — Гана, куда каждый день прибывают огромные суда с электронными отходами из стран первого эшелона. Что делают с ними местные жители и как это влияет на их здоровье и экосистему страны?

«Вода в бутылке», США, 2009, режиссер Стефанни Сохниг

Сколько литров воды каждый из нас выпивает в день? В любом случае это мало — нутрициологи в один голос призывают пить больше и больше. Некоторые предпочитают бутилированную воду, надеясь на то, что извлекают больше пользы для своего организма. Что, если это не так?

Создатели фильма решили рассказать о том, как производится бутилированная вода известных брендов, посетили фабрики, изучили производство и сами бутылки. Выяснилось, что в 40% протестированных экземпляров оказалась обычная отфильтрованная вода из водопровода. А в самом пластике — целая таблица Менделеева с канцерогенами в главной роли.

И пока производители бутиллированной воды действуют как настоящие диверсанты на собственной планете, 7 млрд людей продолжает каждый день выбрасывать 30 млн бутылок в мусорное ведро…

«Мусорная Мандала», Италия, 2015, режиссеры Аллесандро Бернард и Паоло Черетто

Непал, Гималаи и Катманду… От названий веет экзотикой, буддизмом и мощной природной энергетикой. На самом деле, не совсем — в последнее время единственное, что источают эти локации, по крайней мере, для местных жителей — это ужасное зловоние. Все дело в том, что в Непале полностью отсутствует система по сбору и утилизации мусора, что уже давно привело к захламлению красивейших мест планеты.

Но есть и луч света в этом темном царстве: в 2011 году нашелся доброволец, решившийся положить конец разрастающейся свалке. Местный активист набрал команду, дал ей гордое название «Зеленые воины» и стал выходить на поле битвы с мусором каждую субботу. Эта картина о нем — о его упорстве и целеустремленности, о его надежде на чистую родину.

«Мусорные мечты», США, Египет, 2009, режиссер Май Искандер

Что, если бы ваше благосостояние зависело от количества отходов в мусорном ведре? Что, если бы от него зависела судьба всех ваших соседей? Картина повествует о троице парней, которые живут в так называемой «мусорной» деревне на окраине Каира в Египте. 60 тыс. односельчан работают плечо к плечу — с мусором и в мусоре — и благосостояние их семей зависит именно от переработки 80% всех собранных отходов.

Эти люди, как и жители других городов-спутников Каира, вынуждены заниматься не самой привлекательной работой, так как в самой столице системы сбора утилизации попросту не существует. Однако этих трех мальчишек пока все устраивает — и их искренняя история просто не может не трогать.

«Свалка», Бразилия, Великобритания, 2010, режиссеры Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим

Жардин-Грамашо — именно такое название больше тридцати лет носила самая крупная свалка в Латинской Америке. Долгие годы горы мусора на берегу залива Гуаабара в солнечном Рио-да-Жанейро разрастались вширь и ввысь, ежедневно прирастая девятью тыс. тоннами мусора. Наконец, Жардин-Грамашо накопила больше 70 миллионов тонн твердых отходов.

Режиссеры решили показать зрителям жизнь сотрудников огромного мусорного полигона — кстати, после закрытия свалки в 2012 году работу потеряли около 1700 человек. Бразильские власти выплатили каждому около семи тысяч долларов в качестве компенсации и предложили курсы бесплатной переквалификации.

В картине принял участие художник Вик Мунис, который пытается «написать» серию портретов обитателей свалки, катадорес, при помощи мусора.

Анжела Новосельцева

«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.

Подпишитесь