Posted 28 мая 2021, 16:05
Published 28 мая 2021, 16:05
Modified 30 ноября, 06:56
Updated 30 ноября, 06:56
Количество ДТП с электросамокатами в России растет в геометрической прогрессии, а травмы самокатчиков куда опаснее, чем у велосипедистов. При этом сотрудники ГИБДД часто затрудняются определить виновников аварии, ссылаясь на отсутствие законодательства. Действительно ли электросамокаты в России разъезжают вне правового поля? Кто виноват в многочисленных ДТП — дураки или дороги? Что собираются прописать в правилах дорожного движения и как выходят из положения за рубежом?
Только за девять месяцев прошлого года число ДТП с участием электросамокатов, сигвеев и моноколес в России выросло на 166%, сообщается в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. В 266 авариях погибли четыре человека, а ранения получили 279.
Вряд ли показатели аварийности в этом году будут ниже. Например, до сих пор в коме лежит солист Мариинского театра, разбивший голову после падения с самоката в Петербурге на Лермонтовском проспекте. Там же чуть позже автомобиль сбил девушку на самокате. В районе Нового Арбата в Москве лихач сшиб с ног 63-летнюю женщину, которая попала в больницу с переломом шейки левого плеча. В Томске 75-летняя пенсионерка на электросамокате столкнулась с Lada Granta и получила тяжелые травмы.
«Человек на электросамокате, передвигающийся со скоростью 40 км/ч, при падении ударится об асфальт с той же силой, как если бы упал с семиметровой высоты. Если скорость в районе 60 км/ч, он получит такие же травмы, как если бы упал с четвертого этажа, — отметил Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве РФ по регуляторной гильотине в сфере безопасности дорожного движения на круглом столе в „Росбалте“. — Главная же опасность электросамокатов заключается в том, что маленький размер колес при высокой скорости значительно сокращает возможности человека маневрировать. Если он резко повернет, то просто полетит через руль».
С тем, что электросамокаты — крайне травмоопасный вид транспорта, соглашается и Герман Мойжес, исполнительный директор Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали».
«Важна траектория падения с самоката — из-за того, что она короткая, люди получают травмы костей лица и головы. Велосипед в этом плане более удачный вид транспорта, так как человек падает дольше — тут обычно ломают руки», — объяснил Мойжес.
Сотрудников ГИБДД правовая оценка аварий с участием новых транспортных средств регулярно вводит в ступор — в СМИ звучат официальные заявления ведомства о том, что контролировать самокатчиков крайне сложно, а законодательство в их отношении не урегулировано. Не ясно, мол, даже как воспринимать новый субъект движения — как пешехода, велосипедиста или водителя полноценного транспортного средства?
В том числе из-за всеобщего недоумения возбуждаются довольно странные уголовные дела. Так, в середине мая на Невском проспекте два лихача на электросамокатах сначала сбили на тротуаре писателя Валерия Айрапетяна, а потом избили его после сделанного им замечания. На сайте Следственного комитета РФ появилось сообщение о том, что уголовное дело возбуждено против компании, предоставляющей услуги проката самокатов. Речь идет о ч.1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), якобы «компания была обязана обеспечивать правила безопасности жизни и здоровья потребителей, а также окружающих лиц, на всех этапах оказания данных услуг».
Впрочем, Дмитрий Попов уверен, что состава преступления в этом деле нет, и любой адвокат легко отстоит компанию кикшеринга в суде.
В странах Европы, где электросамокаты получили массовую популярность раньше, чем в России, на первом этапе столкнулись точно с таким же хаосом на дорогах и в головах. Сейчас же у каждого государства свое законодательство в этой сфере.
В Германии использование на велодорожках самокатов с электродвигателем разрешено, но они должны пройти сертификацию, получить номерные знаки и разгоняться не выше 20 км/ч. Водитель должен быть старше 14 лет и обязательно застрахован. Выезжать на дорогу разрешается только при отсутствии полосы для велосипедов, а если велодорожка и тротуар скомбинированы, пешеходы имеют преимущество. Штрафы от 15 до 180 € самокатчикам грозят в том случае, если они проезжают на «красный», едут по тротуарам, выезжают на автобан, используют несертифицированный и незастрахованный самокат. Бок о бок два самоката двигаться также не могут. Если человек пьян, его штрафуют наравне с автомобилистами.
Во Франции скорость движения самокатов не может превышать 25 км/ч, запрещена езда на тротуаре с пассажирами и в наушниках. Минимальный возраст водителя — 12 лет. Транспортное средство должно иметь исправные тормоза, фары и гудок. Нарушителям грозят штрафы от 35 до 1500 €. Движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
В Швеции электросамокаты мощностью до 250 ватт могут развивать скорость до 20 км/ч, а более мощные на дорогах использовать нельзя. Кроме того, они должны быть оснащены тормозами и звонком, а для езды в темное время суток — передней и задней фарой и отражателями. Водители младше 15 лет должны ездить в шлемах.
В Великобритании по улицам можно ездить только на прокатном застрахованном самокате и только с правами. На средство передвижения устанавливают ограничители скорости до 25 км/ч. Ездить по тротуарам запрещено. В Испании максимально допустимая скорость также составляет 25 км/час и также запрещается езда по пешеходным зонам и тротуарам. Полиция может потребовать у водителя пройти тест на наличие алкоголя.
Вернемся в Россию: в декабре прошлого года в ГИБДД пообещали написать правила для электросамокатов. Как заявил замглавы ГУОБДД Владимир Кузин, к весне будет дано определение средствам индивидуальной мобильности (СИМ) и прописаны правила их движения по дорогам общего пользования. Скорость предлагается ограничить 20 км/ч, а владельцев штрафовать за нарушение правил по действующим статьям КоАП РФ. В проекте также предполагается ввести новые дорожные знаки, регулирующие движение СИМ.
Автоэксперт, член общественной палаты РФ Александр Холодов отмечает, что палата разработала свой черновик поправок в ПДД. Документом предлагается приравнять электросамокаты к мопедам в том случае, если мощность их двигателей превышает 250 ватт.
«Это означает, что человек не должен вставать на электросамокат, если у него нет прав водительской категории М и если он пьян. Если все в порядке, передвигаться он может по проезжей части и в шлеме, — отметил Холодов. — Сейчас на электросамокат часто встают нетрезвые люди, которым нужно добраться из точки А в точку B, так как управлять автомобилем они не могут. Раньше выходом для них становился мопед, и количество аварий с нетрезвыми водителями за рулем мопедов было огромным».
По его словам, детские и маломощные электросамокаты смогут ездить по тротуарам, однако над критериями разграничения специалисты еще будут думать. Ограничен выезд на дорогу может быть самокату в зависимости от его максимальной скорости и веса.
Увы, близится лето, и никаких обновленных поправок в ПДД мы все еще не видим. Но значит ли это, что с хаосом на дорогах до тех пор бороться нельзя?
По мнению Дмитрия Попова, контролировать самокаты можно и без обновленных правил дорожного движения. Сотрудники ГИБДД и прокуратуры пока вправе применять федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ, который отсылает к документу по техническому регулированию, а тот, в свою очередь — к техническому регламенту Таможенного союза.
«В регламенте же четко прописано: мопеды — это все средства передвижения с мотором. На основании этого закона сотрудники ГИБДД могут требовать у водителей электросамокатов шлем и водительское удостоверение. Кроме того, самокатчики должны передвигаться по проезжей части», — отметил Попов.
Эксперт также обратил внимание на «правовое безволие надзорного ведомства», которое остается в стороне от скандалов с электросамокатами в то время, как внимание всей страны приковано к этой проблеме. Проигнорировали представители ГИБДД и круглый стол в «Росбалте», посвященный этой теме, несмотря на наличие приглашения.
«На данный момент правовой неопределенности в отношении электросамокатов нет, и можно уже действовать», — резюмировал автоэксперт, вспомнив недавний случай в Тюмени. Сотрудники ГИБДД остановили мужчину, который ехал на самокате мощностью 350 ватт, одной рукой держал руль, а другой — бутылку пива. Ему предложили подышать в алкотестер и составили протокол. Судья установила, что самокат по признакам мощности и двух колес является мопедом. Мужчину оштрафовали на 30 тыс. и лишили водительского удостоверения категорий «А» и «В».
В то же время очевидно, что без развитой инфраструктуры российские дороги вряд ли станут безопасными для самокатчиков, пешеходов и велосипедистов. В Петербурге на данный момент оборудовано 126 км велодорожек, но этого все равно не хватает. Депутат городского Законодательного Собрания Ирина Иванова также предлагает создать в городе креативные пространства, где любители быстрой езды могли бы разгоняться с ветерком, не угрожая окружающим.
«Нельзя рассматривать самокаты как отдельную проблему, они ездят по городу, а не летают в открытом пространстве, — отметил Герман Мойжес. — Нужна грамотная инфраструктура для всех участников движения — пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, самокатчиков. В Петербурге ее сейчас нет, и потому на дороге ежегодно гибнет больше 200 человек. Проезжая часть слишком широкая, а скорость передвижения по городу — 60-80 км/ч — слишком высокая, это все признают. Иными словами, в долгосрочной перспективе нужен комплексный подход».
Дмитрий Попов соглашается с коллегой, отметив, что, по неофициальной статистике, ежегодно на российских дорогах погибает 1/10 населения Пскова — 21 тысяча человек. При этом в России самый высокий в мире нештрафуемый порог превышения скорости, самые низкие штрафы и ежегодное сокращение численности сотрудников ДПС.
«Всем ясно, что камеры не заменят людей, слишком много случаев, когда надо ловить живьем. Это касается самокатчиков, перевозки детей в автомобиле, пристегнутого ремня и алкогольного состояния — все что носит оценочно-субъективный характер, нужно администрировать руками», — уверен Попов.
В краткосрочной перспективе навести порядок с самокатами, пожалуй, могут только сами кикшеринговые компании совместно с исполнительными органами власти. Так, в петербургском комитете по транспорту уже прошло совещание с сервисами проката самокатов. По словам зампредседателя комитета Дмитрия Ваньчкова, операторы подтвердили ранее достигнутые договоренности о принудительном ограничении скорости электросамокатов на центральных улицах города до 15-20 км/ч. Вскоре их запретят размещать на Дворцовой площади, а парковка у вестибюлей метро и остановок общественного транспорта будет упорядочена.
Сейчас комитет разрабатывает универсальное соглашение о соблюдении правил использования электросамокатов, в которых пропишут требования к зонам парковки, штрафным санкциям и создание «черного списка» нарушителей.
Как бы то ни было, четкого запрета на использование электросамокатов в России явно не ожидается. А раз так, очевидно, что правилам дорожного движения требуется серьезный апгрейд — как и дорожной инфраструктуре, которая на несколько десятков лет отстает от развития электротранспортной индустрии.
Анжела Новосельцева