Данные различных исследований свидетельствуют о том, что примерно 40% лиц мужского пола проявляют педофильные тенденции, пишет «Парламентская газета» со ссылкой на главу лаборатории судебной сексологии ФГБУ «ФМИЦПН им. Сербского» Георгия Введенского.
Как рассказал «Росбалту» психолог, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ Сергей Ениколопов, чаще всего педофилия, то есть, сексуальное влечение к детям, возникает у взрослых людей на фоне их детских травм. «Причины могут быть самыми разными, но сводятся они все к одному: объектом любви становится ребенок», — отметил Ениколопов.
По мнению специалиста, волна педофилии в России во многом подстегивается СМИ. «Понимаете, все гадости, которые муссируются в медийном пространстве — самоубийства, теракты, педофилия, будут реализовываться. „Оказывается, другие уже это делают“, — так возникает соблазн. Понятно, что с психически здоровым человеком такого не произойдет, что бы он ни прочитал. Но поскольку сейчас жизнь становится менее устойчива, то и психика людей начинает шататься. И вот здесь может сказываться влияние СМИ. Поэтому одна из составляющих проблемы — то, что мы много стали об этом говорить. Разговор о педофилах вышел за пределы разговоров специалистов и специальной литературы, и стал публичным», — отметил Ениколопов.
Другое дело, что не все люди, которые испытывают такое влечение, становятся преступниками. Так, по словам того же Введенского, на которого ссылаются СМИ, в Германии уже в 2017 году шел такой эксперимент, как анонимное лечение педофилов.
«Когда в Германии о старте этого проекта дали рекламу, только в Берлине в первые дни откликнулось 900 человек», — отмечает специалист. Значит, люди понимают, что это нездорово, и хотят избавиться от преступного влечения. Имели бы подобные проекты такой же отклик в России, где психиатрия сильно стигматизирована, сейчас сказать сложно. Никаких упоминаний о том, что нечто подобное реализуется и у нас в стране, обнаружить не удалось. Однако, по словам Введенского, это, бесспорно, лучший способ профилактики сексуальных преступлений в отношении детей.
Но что делать с педофилами, совершившими преступление, чтобы после освобождения из тюрьмы они больше не причиняли никому вреда? Одним из вариантов решения проблемы считается химическая кастрация. Но, по словам Ениколопова, пока нет никаких исследований, которые подтверждали бы, что после такой процедуры преступник не становится еще более опасным для окружающих: не как педофил, а как человек, который мстит обществу. «Зато есть другие исследования, которые показывают: при химической кастрации 10% испытуемых оказались резистентны к лекарству. То есть — препараты просто не сработали. Это значит, что 9 из 10 педофилов после кастрации будут вести себя нормально, а десятый может оказаться скрытым педофилом. Это эмпирический факт», — отметил собеседник «Росбалта».
Звучат и более радикальные варианты: вернуть для таких людей смертную казнь или хотя бы сажать пожизненно. Одной из последних такое заявление сделала детский омбудсмен Подмосковья Ксения Мишонова, объяснив свою позицию тем, что «почти в 100% случаев происходит рецидив». Сторонникам этой идеи стоит ответить себе на вопрос: насколько они верят в российское правосудие.
«Я не уверен, что настоящая полицейская статистика подтверждает то, что тиражируют СМИ: про количество преступлений и рецидивов», — отметил Ениколопов. Кроме того, прежде чем говорить о количестве рецидивов, следовало бы разобраться, работают ли у нас вообще специалисты по таким психическим расстройствам с заключенными-педофилами, считает эксперт. «Судя по тому, что специалистов по педофильному расстройству у нас всего-то два человека на всю страну — в институте Сербского, думаю, ответ очевиден», — отметил Ениколопов.
Если действующие методы неэффективны, нужны новые. «У нас есть академия наук, есть университеты. Спустите задачу провести исследования и выяснить, какие методы лечения педофилии работают», — считает Ениколопов. Но популистам проще делать громкие заявления о введении смертной казни, чем спросить у специалистов, в чем причина педофилии и можно ли ее вылечить.
На эти вопросы «Росбалту» ответил доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «ФМИЦПН им. Сербского Максим Каменсков.
— Психиатрии уже известно, что приводит к педофилии?
— Механизмы развития педофильного расстройства весьма сложны и связаны они с рядом предрасполагающих к этому факторов: нарушениями церебральной организации, полового развития и половой идентичности, влиянием микросоциальной родительской среды, перенесенными в детском и подростковом возрасте сексуальными притязаниями.
— Правда ли, что почти в 100% случаев происходит рецидив, как говорит детский омбудсмен Подмосковья? Лечится ли педофилия, и если да, то каким образом и какой процент успешных случаев?
— Эффективность лечения педофилии зависит от тех методов, которые применяют специалисты. Наиболее действенным является сочетание фармакотерапии, психотерапии и антиандрогенной терапии. По данным зарубежных исследований, при использовании такого комплексного подхода к лечению педофилии в 75-80% случаев наблюдается ремиссия до 15 лет и больше. Подобного рода исследований в России не проводилось, так как существующей отчетностью не предусмотрены соответствующие показатели, что затрудняет анализ. Ввиду этого говорить о том, что почти в 100% случаев наблюдается рецидив — преждевременно, пока не будет четких статистических данных.
— Обращаются ли люди превентивно, если понимают, что испытывают нездоровое противозаконное влечение к детям? Куда им следует обращаться, и чем они рискуют: учет, уголовное преследование или какой-то полицейский надзор?
— Лицо, страдающее педофильным расстройством, которое является психическим, может самостоятельно обратиться к специалисту за медицинской (психиатрической) помощью. Согласно статье 9 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи), «сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи, составляют врачебную тайну, охраняемую законом». Таким образом, информация, сообщенная пациентом врачу, не может быть разглашена посторонним лицам, поскольку является врачебной тайной, охраняемой законом. Информация о пациенте может быть предоставлена следственным органам только по факту возбуждения уголовного дела при наличии соответствующего постановления следственных органов.
— Как строится работа с педофилами в других странах?
— Поскольку педофилия является психическим расстройством, то лица, страдающие им, имеют право на оказание психиатрической помощи. В других странах, например, в США и Канаде, преступники, совершившие преступления в отношении детей и страдающие педофильным расстройством, в местах лишения свободы проходят принудительное лечение, которое носит комплексный характер: сочетание фармакотерапии и психотерапии. Только в таком случае лечение является успешным.
— Что мы могли бы взять за образец? Как выстроить эту работу у себя?
— Наиболее оптимальным представляется создание на территории РФ специализированных режимных учреждений исключительно для сексуальных правонарушителей, где они будут отбывать наказание и одновременно проходить комплексное лечение по поводу педофилии и других расстройств сексуального предпочтения, например, садизма. Такой подход наиболее оправдан, поскольку принес положительные результаты в других странах.
Анна Семенец