Posted 28 мая 2021, 13:50
Published 28 мая 2021, 13:50
Modified 30 ноября, 06:56
Updated 30 ноября, 06:56
Кремль всерьез озабочен отказом Европы от транзита через белорусское воздушное пространство и запретом для «Белавиа» летать на Запад. Об этом прямо говорят и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и представительница российского МИД Мария Захарова. В свою очередь Минтранс РФ продолжает делать вид, что речь не идет о политических решениях, когда одним рейсам из ЕС, обошедшим границы Белоруссии с севера или юга, разрешается лететь в Москву, а другим — нет. В ведомстве уверяют, что проблемы французского авиаперевозчика Air Franсе носят технический характер и вскоре будут разрешены. Ведь позволили уже летать из Вены «Австрийским авиалиниям», у которых перед этим похожим образом тоже сорвался один рейс.
Между тем, ходят слухи, что в реальности есть желание наказать французов за то, что они закрыли свое небо для рейса «Белавиа» из Минска в Барселону, когда он уже поднялся в воздух с пассажирами на борту.
Кроме того, Москва якобы тестирует возможность в экстренных ситуациях закрывать свое воздушное пространство не в целом, а от отдельных самолетов. Тут сразу вспоминается рейс, на котором из Берлина в Москву прилетел Алексей Навальный.
Что касается полного закрытия воздушного пространства для самолетов из Европы, то о нем речь точно не идет. Даже ради наказания Франции Кремль не готов, например, ссориться с Китаем и отказывать в праве на пролет транзитным рейсам в/из КНР (особенно грузовым). Так и в полной изоляции оказаться недолго.
Зато пораздувать эту историю Кремль вовсе не против. Пиар-эффект от запрета считанных рейсов из Парижа и Вены уже сейчас такой, будто России окончательно закрыла свое небо или объявила о готовности пойти на это со дня на день. Что показательно, «разжигают» тут жесткими комментариями и скандальными заголовками именно государственные информагентства, которым Кремль, если бы ему это не было выгодно, мог бы вообще запретить предметно освещать эту тему. Как результат — появились и комментарии по теме с европейской стороны. Так что, если завтра Москва согласится принять рейс из Парижа, историю эту будут обсуждать и анализировать еще достаточно долго.
В то же время, Кремль продолжает лоббировать интересы Лукашенко и предлагать Евросоюзу, Международной ассоциации воздушного транспорта и всем остальным заинтересованным сторонам прекратить начатые расследования принудительной посадки в Минске рейса ирландской Ryanair, с которого был снят не только оппозиционер Роман Протасевич, но и его девушка, гражданка России София Сапега.
Это неудивительно, с учетом того, что в Евросоюзе упорно говорят о причастности России к этому, как там выражаются многие политики акту «воздушного пиратства» или даже «государственного терроризма». Об участии России в этом говорит, например, генсек НАТО Йенс Столтенберг. И это тоже понятно, ведь в Североатлантическом Альянсе лучше, чем в европейских правительствах, осведомлены, например, о том, что Россия и Белоруссия ранее объявили о создании единой системы ПВО. В таком случае, Кремль, очевидно, был в курсе всех операций белорусских ВВС, включая полет истребителя, который «сопроводил» ирландский самолет до минского аэропорта.
Ходят слухи, что за идеей заменить в России трудовых мигрантов на заключенных может стоять российский стройкомплекс. Строительство в стране, как говорят, не то, чтобы «встало», но ему катастрофически не хватает дешевых рабочих рук. Мигрантов стало намного меньше, а платить нормальные зарплаты, за которые согласятся работать россияне, отраслевые магнаты не готовы. Все эти сложности с Трудовым кодексом, юридические споры при увольнении, оплата больничных — так российские девелоперы работать давно отвыкли.
Поэтому и возникла инициатива по фактическому возрождению ГУЛАГа — передаче части заключенных в распоряжение крупных строительных компаний.
Лоббируют эту историю якобы не только строители, но и крупные компании из других секторов, вроде некоторых горнообогатительных комбинатов, чья технологическая база в советский период была создана как раз руками заключенных (тут на память первым приходит «Норникель»).
Говорят, что там тоже многие малоквалифицированные работы переложили на мигрантов, поскольку россияне в последние годы отказываются ехать (даже вахтовым методом) в районы, климат которых практически непригоден для проживания. Теперь там нужны рабочие руки, и получить их намерены по заветам создателей этих промышленных гигантов — за счет труда заключенных, у которых нет возможности отказаться от перевода в трудовую колонию куда-нибудь за Полярный круг.
Известно, что западные бренды под давлением общественного мнения часто вынуждены отказываться от продукции из Китая как раз в связи с тем, что там регулярно используется труд заключенных. Но эта проблема явно не коснется российских металлургических гигантов, а там более строительных компаний, которые ориентированы исключительно на внутренний рынок.
Впрочем, существует версия, что во власти до сих пор есть немало людей, которые сомневаются в пользе такого проекта, вспоминая, например, как шил рубашки на зоне миллиардер Михаил Ходорковский или как отправился на зону экс-глава самой ФСИН Александр Реймер, не говоря уже про экс-министра Алексея Улюкаева и целую череду посаженных губернаторов. Эти люди твердо знают, что от тюрьмы в России зарекаться нельзя вообще никому и не хотят через несколько лет внезапно очутиться на БАМе.
Вот как раз поэтому сторонникам новой оригинальной формы «частно-государственного партнерства» приходится сейчас оказывать такое жесткое давление на общественное мнение — чтобы преодолеть саботаж чересчур осторожных чиновников. И, похоже, что это сопротивление уже почти сломлено.
Иван Преображенский