Posted 27 мая 2021, 20:20
Published 27 мая 2021, 20:20
Modified 30 ноября, 06:56
Updated 30 ноября, 06:56
Перехват белорусскими властями пассажирского лайнера ирландской авиакомпании Ryanair с целью задержания независимого журналиста Романа Протасевича и его подруги, гражданки РФ Софии Сапеги, привел к эскалации санкционной войны, которая, как теперь уже понятно, будет разнообразной и продолжительной.
Евросоюз практически сразу же после этого инцидента ввел де-факто воздушную блокаду Белоруссии. Теперь большинство европейских авиакомпаний не могут летать не только в Минск, но и транзитом через белорусское воздушное пространство. Не сможет выполнять многие рейсы в Европу и компания «Белавиа». Это уже привело к заявлению о неизбежности «оптимизации» (читай, сокращений штата) главного белорусского авиаперевозчика.
Но куда более серьезным ударом для Минска может стать другой — по информации СМИ, новые ограничения могут затронуть калийную промышленность, которая составляет одну из главных статей экспорта Белоруссии. При этом именно «Беларуськалий» является крупнейшим мировым производителем такого вида удобрений, которые поставляются в 140 стран мира.
О том, как западные санкции скажутся на режиме Александра Лукашенко и что от этого выиграет или проиграет Россия, обозреватель «Росбалта» поговорил с главой белорусского Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольгой Карач.
— Каковы могут быть последствия для России, в том числе, для ее граждан, новых западных санкций против Белоруссии?
— На мой взгляд, для России каких-то серьезных последствий всего этого не будет, потому что все, что сейчас происходит с санкциями в отношении режима Лукашенко, — это, скажем так, повышение Путиным градуса конфликта перед торгами с президентом США Джо Байденом на их предстоящей встрече в Женеве.
Понятно, что на этой встрече белорусский вопрос будет одним из ключевых, и российский президент хочет «выменять» своего белорусского коллегу на какие-то «плюшки». В пользу этой версии говорит и исчезновение из базы данных о разыскиваемых лицах российского МВД фамилий лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской и бывшего министра культуры Белоруссии Павла Латушко, поддержавшего осенью 2020 года массовые митинги против Лукашенко.
— Сейчас говорят, что новый пакет европейских санкций против Белоруссии может затронуть одного из лидеров в мировом экспорте калийных удобрений — «Беларуськалий»…
— Понятно, что новые западные санкции так или иначе затронут рынок калийных удобрений. Однако белорусская власть уже сейчас перерегистрирует некоторые предприятия, чтобы они не попали под эти ограничения. Власть просто меняет юридическое лицо компании — это можно делать хоть каждый день, и угнаться за Минском в этом деле довольно сложно.
Тем не менее американские санкции, которые начинают действовать 3 июня, этот момент учитывают. В заявлении Минфина США от 19 апреля говорится, что запрещаются транзакции не только с компаниями, непосредственно подпадающими под санкции, но и с предприятиями, у которых доля в фирмах из «черного списка» составляет 50% и более. В документах сказано о «прямом и косвенном владении» санкционными предприятиями. Так что (от США) спрятаться не получится.
Что касается собственно «Беларуськалия», то санкции его действительно затронут. Однако не думаю, что это серьезно отразится на России. Полагаю, Москва точно от них не пострадает, а вот Минск — просядет.
— Кроме того, Белоруссия пригрозила Западу запретом импорта и ограничением транзита товаров. Насколько подорожает все в России, ведь то, что мы покупаем в Европе, в основном везут фурами через Белоруссию? К тому же ЕС может опередить Лукашенко и первым запретить наземный транзит грузов через Белоруссию. По кому это ударит больше — по Европе, Белоруссии или России, как конечной цели этого транзита?
— Я могу напомнить, что министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что если Европа и дальше будет продолжать эту политику, то официальный Минск разорвет все совместные проекты по препятствованию нелегальной миграции в Евросоюз.
Что касается запрета импорта и ограничения транзита товаров из Европы, то здесь, конечно, речь идет о том самом импорте, который шел в Россию с наклейками «Сделано в Белоруссии». В первую очередь угрозы касаются поставок в Россию «белорусских» креветок, лосося, помидоров, яблок и так далее, которые шли транзитом через Белоруссию из Европы в Россию с переклеенными этикетками. Запрет Лукашенко на всю эту контрабанду, приведет к тому, что России в какой-то степени станет лучше, в том смысле, что определенные люди не будут наживаться на этих схемах.
Беседовал Александр Желенин