Posted 26 мая 2021, 11:51
Published 26 мая 2021, 11:51
Modified 30 ноября, 06:56
Updated 30 ноября, 06:56
Третьи сутки в белорусских Телеграм-чатах царит паника. После истории с принудительной посадкой самолета ради ареста оппозиционного журналиста Романа Протасевича, европейские страны и Украина закрыли авиасообщение с Белоруссией. Многие также запретили своим самолетам вообще заходить в ее воздушное пространство, некоторые — отказались принимать лайнеры, пролетевшие над Белоруссией.
Но для множества белорусов закрытие авиасообщения означает, что вырваться из страны они уже не смогут — разве что в РФ, куда многие не полетят принципиально. Дело в том, что с 21 декабря 2020 года для белорусов выезд из страны наземным транспортом просто запрещен. Таково распоряжение Александра Лукашенко — якобы в рамках борьбы с пандемией Covid-19.
Объяснение, конечно, бестолковое, тем более въезд в страну не закрывался, вылет самолетом — тоже, а вот для граждан Белоруссии и иностранцев с видом на жительство — выезд запрещен. С тех пор выехать по земле из республики могут только профессиональные перевозчики, раз в полгода — люди, работающие за рубежом по контракту, граждане, имеющие там вид на жительство, а также те, кто едет на учебу или лечение. Ну или хоронить родственников. Хоронить тоже можно раз в полгода, не чаще.
Бунтовать против запрета на выезд белорусы тогда не стали. Во-первых, волну массовых протестов к тому времени как раз окончательно подавили. Во-вторых, кто хотел бежать из страны — к тому времени уже бежал. Остальные действовали спокойно: продавали квартиры, отправляли вещи наземным транспортом в Варшаву или Киев, после чего сами покидали страну на самолете. И вот теперь, после истории с Протасевичем, ловушка захлопнулась. Украина закрыла воздушное сообщение с Белоруссией в полночь 26 мая, и днем 25-го стоимость авиабилетов Минск — Киев доходила до $750, по другим направлениям также был ажиотаж. Люди были в ужасе, ведь у многих билеты уже куплены, кто-то уже вещи с перевозчиками отправил в «незалежную», сам вылетать готовился, кто-то родителей ждал, кто-то — детей. Для желающих теперь доступен только сложный и дорогой авиамаршрут: Минск — Стамбул — Варшава/Киев (ну или что-то подобное).
Теперь вновь, как и осенью 2020-го, в чатах расспрашивают — кому и сколько заплатить, чтобы пересечь белорусскую границу нелегально, мимо пограничников, лосиными тропами, через чернобыльскую зону и т. п. Однако отказываются помочь даже контрабандисты — на белорусских границах уже много месяцев действует усиленный режим охраны.
«У меня муж в Киеве с октября, когда против него открыли уголовку за участие в протестах. Я с детьми еще в Могилеве, — рассказала „Росбалту“ одна из белорусок. — Мы решили, что часть вещей распродадим, часть с собой на машине возьмем, квартиру сдадим, и я с детьми к нему приеду. Но с декабря на машине нас уже не выпускали. Мы подождали и отправили вещи в Киев с перевозчиками. Сами купили билет на самолет на 30 мая. Теперь не знаем, что делать».
Принудительная посадка самолета Ryanair с задержанием главреда Телеграм-канала «Беларусь головного мозга» Романа Протасевича грозит Белоруссии окончательной международной изоляцией. До сих пор Лукашенко за жесткое подавление протестов и фальсификацию выборов Запад наказывал разве что «решительным осуждением», «глубокой озабоченностью» и смехотворными санкциями в виде запретов чиновникам на въезд в Европу. Но теперь действия Лукашенко напрямую затронули граждан ЕС, и санкции могут стать более реальными. Страны Евросоюза в большинстве своем уже запретили на полеты для «Белавиа», а также своим авиакомпаниям пролет над территорией Белоруссии. Но больше всего пострадает авиасообщение между Москвой и Киевом — с 2015 года оно шло через Минск, причем в таких объемах, что только на этих перевозках «Белавиа» удвоила свою прибыль. Теперь белорусы шутят, что в полночь 26 мая самолеты «Белавиа» превратились в тыквы.
Украинский аэропорт «Киев» (Жуляны), по оценкам его руководства, лишится из-за отмены трафика через Белоруссию до 10% доходов. Киевский «Борисполь» потерял столько же в декабре — до запрета на выезд из страны белорусы охотно летали через «Борисполь» в разные страны мира рейсами авиаперевозчиков-лоукостеров (в Белоруссии они были запрещены). Однако в целом Украина сейчас выиграет за счет того, что многие рейсы теперь направляются в обход белорусского воздушного пространства через украинское.
После того, как авиаперевозчиков Европейского Союза призвали отказаться от полетов над территорией Белоруссии, над ней практически пропали самолеты. Это можно увидеть с помощью сервиса Flightradar24, который отслеживает движение воздушных судов по всему миру. «Белаэронавигация» в последние годы до пандемии могла зарабатывать до $50-70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиакомпаниям, в том числе по самолетам, которые следуют транзитом. Теперь этих денег тоже не будет.
Кроме Евросоюза свои меры в отношении Белоруссии может принять Международная организация гражданской авиации (ICAO). Еще вечером 23 мая ее представитель заявил, что принудительная посадка самолета Ryanair в Минске может противоречить Чикагской конвенции — основополагающему международному договору о работе гражданской авиации.
Теперь обсуждаются прочие санкции. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что для Белоруссии готов инвестиционный и экономический пакет помощи на сумму 3 млрд евро, но его страна получит только тогда, когда станет демократической.
Британский парламентарий Том Тугендхат призвал к остановке транзита российского газа через Белоруссию. Он задал вопрос министру иностранных дел Великобритании Доминику Раабе: не пойдет ли он дальше ограничения полетов и готов ли призвать к остановке газопровода «Северный поток — 2» и трубопровода «Ямал — Европа». По мнению парламентария, именно оттуда поступают деньги, которые поддерживают режим Александра Лукашенко. Министр иностранных дел Великобритании заявил, что рассмотрит это предложение и проконсультируется с партнерами по этому поводу. Вполне вероятно, что ЕС в скором времени последует примеру Соединенного Королевства.
Неожиданно рьяно взялась вводить санкции Молдавия — она объявила, что запрещает экспорт с белорусских госпредприятий. Нацбанк Молдовы разослал всем фирмам, которые работают с Белоруссией письмо о приостановке всех банковских операций с 3 июня. Такое же решение опубликовано на сайте ProCredit Bank Молдовы. В документе сказано о введении запрета (санкций) на экспорт продукции белорусских госпредприятий: «Белнефтехим», «Гродно Азот», «Белшина», «Гроднохимволокно», «Лакокраска», «Нафтан» и «Полоцкстекловолокно».
Утром 26 мая, когда скандал с задержанием Романа Протасевича уже повлек весьма ощутимые последствия для официального Минска, Александр Лукашенко заявил, что в случае с посадкой самолета авиакомпании Ryanair в Минске он действовал законно, «защищая людей по всем международным правилам». Лукашенко утверждает, что принуждение лайнера к посадке истребителем МиГ-29 является «абсолютной ложью».
«Сообщение о минировании самолета поступило из Швейцарии. Самолет развернули возле БелАЭС. А если бы вдруг системы безопасности АЭС были переведены в режим полной боевой готовности?» — спросил он у своего микрофона. По словам начальника Белоруссии, экипаж советовался с хозяевами самолета и аэропортом в Вильнюсе, но принял решение приземлиться в Минске. «Маневр с разворотом выглядит нелогично (до Вильнюса было 70 км), но вопрос: почему другие аэропорты не приняли самолет?» — добавил Лукашенко.
Конечно, вряд ли его оправдания будут услышаны: наверняка в адрес официального Минска прозвучит еще много неприятных высказываний и даже совершатся еще какие-то действия. Например, закроют въезд еще десятку белорусских чиновников, даже, может, двум десяткам. Это неприятно. Но при этом белорусские калийные удобрения как покупали Китай, Индия, Бразилия, так и будут покупать. Грузовой транзит через Белоруссию по маршрутам восток-запад, север-юг — как шел, так и будет идти. Продукцией белорусских НПЗ из российской нефти Европа и Украина как затаривались, так и будут затариваться. Так можно ли сказать, что теперь для режима Лукашенко что-то принципиально изменится? Пожалуй, что нет.
Вячеслав Гордиенко