Posted 26 мая 2021, 15:00

Published 26 мая 2021, 15:00

Modified 30 марта, 11:38

Updated 30 марта, 11:38

Когда Россия исчерпает лимит на споры о Мавзолее?

26 мая 2021, 15:00
Александр Желенин
Очередная волна дебатов о будущем главной мумии страны показывает, насколько легко поддается манипуляциям общественное мнение.

Сбылась мечта отечественного либерала — наконец-то большинство (правда, относительное) поддерживает идею вынести тело Ленина из Мавзолея. «За» высказались 45% опрошенных, «против» — 42%, таковы результаты социологического исследования, опубликованного на этой неделе «Левада-центром» (признан в России иностранным агентом).

Тут, впрочем, надо сделать несколько уточнений. Во-первых, своим мнением делились только москвичи (ранее многолетние опросы на эту тему обычно были всероссийскими). Во-вторых, выборка была небольшой — 505 человек (во время всероссийских исследований опрашивают обычно в три раза большее число людей). В-третьих, погрешность этого московского опроса довольно велика — 6,6%.

Последний всероссийский опрос на эту тему «Левада-центр» проводил в ноябре 2017 года. Тогда мнения разделились поровну 41% — «за» вынос тела вождя Октябрьской революции, и столько же против, 18% затруднились с ответом. Напомним, что статистическая погрешность на всероссийских опросах не превышает 3,4%.

Соответственно, можно предположить, что если бы нынешнее исследование общественного мнения на эту тему было всероссийским, то результаты его, скорее всего, были бы практически такими же, как и в 2017 году. То есть половина — за вынос тела Ильича из Мавзолея и, соответственно, за его перезахоронение в другом месте, а другая половина — против. И это при довольно большой доле неопределившихся.

Между тем, если посмотреть, как менялось мнение россиян на эту тему за двадцать лет, с 1997 по 2017 год, а также учесть нынешний московский опрос (хотя специалисты скажут, что сравнивать их некорректно, но все же), то окажется, что количество тех, кто хотел бы оставить мумию Ленина в Мавзолее сегодня на самом деле даже несколько увеличилось.

Так, если в 1997 году, на вопрос о судьбе тела 38% опрошенных отвечали «оставить в Мавзолее», то в 2000 году таковых насчитывалось уже 44%; в 2005 — 40%; в 2006 — 38%; в 2008 — 34%; 2011 — 31%; 2012 — 25%; в марте 2017 — 31%.

Нужно отметить еще один нюанс. Все эти годы респондентам не предлагалось выбирать из двух основных вариантов ответов («оставить» или «вынести»). Дело в том, что вариант «оставить в Мавзолее» — был, а вариант «вынести из Мавзолея» включили в опросный лист только в ноябрьском исследовании 2017 года.

До этого все двадцать лет подобных исследований на вопрос: «Что вы думаете по поводу предложений вынести тело Ленина из Мавзолея?» первые два варианта ответов формулировались так:

  1. «Захоронить на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге»
  2. «Захоронить у Кремлевской стены».

Таким образом шокирующей определенную часть общества формулировки «Вынести из Мавзолея» не было вообще. Она как бы подразумевалась априори, в духе фразы из пушкинского «Евгения Онегина»: «О свадьбе Ленского давно у них уж было решено…».

Понятно, что подобный подход социологов был несколько манипулятивным, подталкивающим опрашиваемых к нужному ответу. Именно поэтому, когда уже в ноябре 2017 года на вопрос: «Что вы думаете по поводу предложений вынести тело Ленина из Мавзолея?» респондентам предложили выбирать из двух четко сформулированных ответов («оставить» или «вынести») количество тех, кто хотели бы «оставить» увеличилось с 31% в марте до 41% в ноябре того же 2017 года. Нынешний же майский опрос москвичей на эту тему, как было отмечено выше, показал, что число тех, кто хотел бы по-прежнему лицезреть Ленина в Мавзолее, увеличилось до 42%.

Впрочем, все эти социологические нюансы в данном случае особого значения не имеют. Хорошо известно, что люди отвечают так, как их спрашивают. Это во-первых. Во-вторых, большинство людей прошлое своей страны не знают от слова «совсем». То есть не в курсе даже той, тщательно откорректированной под идеологические задачи сегодняшнего дня официальной исторической схемы, которую им преподавали в школе. А уж тех, кто умеет профессионально рыться в библиотеках и архивах, сравнивать и анализировать полученную информацию, да еще стремится при этом быть объективными исследователями, в любом обществе вообще исчезающе малое число.

Остальные 99,99% граждан знают ту историю, о которой им недавно рассказали по телевизору, плюс у кого-то в голове сохранились обрывки школьных познаний. В этой ситуации важным «источником» исторических знаний становится общественное мнение. В нынешней России оно формулируется все теми же телевизором и интернетом. Собственно, все, точка.

Стоит ли винить в незнании истории современного загнанного жизнью человека, для которого во главу угла поставлена борьба за выживание, сказать трудно. Однако то, что его разум — пластилин, из которого умелый скульптор может лепить что угодно — это факт. За примерами далеко ходить не надо.

За неделю до опроса о выносе тела Ленина из мавзолея, тот же «Левада-центр» опросил москвичей об их отношении к восстановлению памятника первому руководителю ВЧК Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади столицы. Эта тема также поднималась в опросах не раз. И вот нынешний результат: 51% отнеслись к этой идее положительно (25% — «целиком положительно», 26% «скорее положительно»). Негативно отнеслись к этой затее лишь 26% опрошенных (15% — «скорее отрицательно», 11% — «резко отрицательно»).

То есть что выходит? Ленин — на вынос, Дзержинский возвращается? Не нелепость ли это? Нет, если учесть, как формируются общественные предпочтения. Дзержинский усилиями нынешней госпропаганды — это честь, долг, преданность делу. Для тех, кто краем уха знаком с отечественной историей начала XX века, он еще и тот человек, который «мочил буржуев». Кремлевские либерал-империалисты этот момент его биографии, конечно, хотели бы задрапировать, но на худой конец и так сойдет — история ведь. К тому же давняя…

Кем был настоящий Дзержинский — рыцарем революции, «железным Феликсом» или «кровавым палачом», расписывать здесь не буду, ибо сие — тема отдельного исследования. В данном случае я просто акцентирую внимание на том, как легко манипулировать общественным сознанием в ту или иную сторону, особенно имея под рукой такие инструменты, как федеральные телеканалы.

Но вернемся к судьбе тела Ленина. Я считаю, что превращение останков вождя в объект религиозного поклонения — это плохо. Не только потому, что это произошло с телом человека, который не верил ни в бога ни в черта. Штука в том, что религиозное поклонение не только не помогает, но мешает понять реальные взгляды любого человека, в том числе этого великого революционера и политика, его деяния, достижения, а также ошибки и вытекавшие из них преступления. Вера предполагает необходимость просто принять как данность его святость или (кому как больше нравится) чудовищность.

Однако есть и еще одна сторона этого дела. Для кого-то тело Ленина в Мавзолее — это просто интересно. Ходят же люди в музеи, чтобы поглазеть на египетские мумии. Точно так же многие приходят и в ленинский Мавзолей. Ведь любопытно взглянуть на известного человека, который умер сто лет назад, но усилиями ученых неплохо сохранился…

Если же возвращаться к вещам символическим, то тело главного революционера лежит на главной площади государства, которое от него давно отреклось, прокляв его мечты и устремления. Президент означенного государства при этом, в один голос с нынешним главой «компартии», как «Отче наш», регулярно повторяет, что «Россия исчерпала лимит на революции». Все это создает ощущение какого-то дикого диссонанса…

Но есть и такая вещь, как привычка. Для почти половины граждан России Ленин в Мавзолее — это некая общественная константа. Вот есть Москва — столица нашей Родины. В ней есть Кремль, Царь-пушка, Царь-колокол, Красная площадь, Мавзолей Ленина. И вынос его тела оттуда для 40 с лишним процентов россиян может стать «выносом мозга». Их крипторелигиозные чувства при этом, вероятно, будут сильно покороблены.

Приходится констатировать, что религиозное исступление, с которым либеральная общественность вкупе с кремлевскими либерал-империалистами и даже крайне правыми националистами на протяжении 30 постсоветских лет раз за разом поднимают вопрос судьбы Мавзолея на Красной площади, сопоставимо лишь с не менее религиозным отношением к телу вождя у его адептов. В любом случае и для первых, и для вторых, и для третьих, и для четвертых — это вопрос веры. Для остальных — дело привычки.

А вот зачем эта тема, раскалывающая ряды оппозиции, вновь поднята либеральным социологическим центром за четыре месяца до парламентских выборов, да еще в ситуации нарастающего недовольства граждан политикой властей — об этом можно только догадываться…

Александр Желенин

Подпишитесь