Posted 24 мая 2021, 08:32
Published 24 мая 2021, 08:32
Modified 30 марта, 11:40
Updated 30 марта, 11:40
Все обсуждают, какие санкции наложит теперь — после вооруженного захвата мирного самолета для ареста оппозиционнера — ЕС на Лукашенко? Многие сожалеют, что это будут очередные слова. (Можно подумать, что у ЕС — или у какой-то страны — есть особенно мощные рычаги давления на Беларусь…) Кто-то представляет себе возможные санкции.
Но мне представляется, что если и придавать этой безумной акции какой-то стратегический смысл — он ровно в этом. Вызвать поток слов или санкций.
Какой смысл арестовывать основателя независимого телеграм-канала NEXTA? Власть Лукашенко держится последние месяцы только на насилии потому, что он утратил поддержку во всех социальных группах и слоях Беларуси, а не потому, что есть какие-то телеграм-каналы или СМИ. Белорусы прекрасно знают, что подавляющее большинство ненавидит Лукашенко, что он погубил экономику и готов погубить страну ради ухода от ответственности; большинство боится выступать против него из-за постоянных арестов, избиений и убийств. Это всем известно и без всяких медиа. Точно так же арест не имеет смысла с точки зрения террора населения — все и так запуганы дальше некуда.
Так какой смысл? А смысл именно такой: чтобы оправдать для себя и своего окружения то, что делается последние месяцы, — полный разгром страны и экономики. Нужно, чтобы враг не просто был, а чтобы враг «нападал». Понятно, что никто — я думаю, даже в ближайшем окружении Лукашенко — не верит бредням про то, что Америка или Европа нападут на Беларусь. А теперь хотя бы с каким-то основанием можно будет говорить про санкции. Пропагандистская роль у этого, мне кажется, уже давно чистый ноль, но какая-то картинка для ближайшего круга и себя самого — «Для чего я ежедневно гублю страну? — Да для защиты от нападения ЕС!» — какой-то смысл имеет.
Константин Сонин, экономист