Posted 24 мая 2021, 12:23
Published 24 мая 2021, 12:23
Modified 30 ноября, 06:55
Updated 30 ноября, 06:55
В Минске 23 мая задержали журналиста Романа Протасевича: это бывший главред самого популярного в Белоруссии Telegram-канала NEXTA, сейчас он ведет канал «Беларусь головного мозга» — второй по известности в стране. (Оба объявлены в Белоруссии экстремистскими, а их редакторы — преступниками.)
Вот только Роман Протасевич в Минске не был и появляться не собирался. Он находился на борту самолета Boeing 737-8AS авиакомпании Ryanair, который летел по маршруту Афины-Вильнюс над белорусской территорией. Теперь уже понятно, что спецслужбы провернули несложную операцию. За Протасевичем следили еще в Афинах — он сообщил об этом друзьям, но на самолет все же сел. Когда Boeing уже был над белорусской территорией и приближался к границе с Литвой, по официальной версии, поступила информация о минировании лайнера. Далее — требование посадить самолет в минском аэропорту, для пущей убедительности подкрепленное истребителем МиГ-29. Для надежности — конфликт непонятного пассажира с бортпроводниками в салоне самолета.
В результате Boeing посадили и обыскали, пассажиров продержали несколько часов в коридоре, не выпуская даже в туалет, потом вернули на борт и отправили в Вильнюс. Протасевича арестовали, также в Минске остались несколько летевших тем же рейсом граждан РФ — что дало комментаторам возможность говорить о причастности к произошедшему российских спецслужб.
Бомбу не нашли, и по факту сообщения о минировании Октябрьский районный отдел Следственного комитета Белоруссии открыл уголовное дело о заведомо ложном сообщении об опасности. Почти сразу было объявлено, что ситуацию оценивал лично Александр Лукашенко, который и дал команду: самолет развернуть. «Беларусь защитила Европу», — написала об инциденте пресс-служба Лукашенко.
Ранее КГБ Белоруссии внес 25-летнего Романа Протасевича в список лиц, причастных к терроризму. В свою очередь, Следственный комитет выдвинул против молодого человека обвинения по ряду статей УК, в том числе касающиеся организации массовых беспорядков. Белорусские власти добивались экстрадиции Протасевича, живущего в Польше, но безуспешно.
Ряд телеграм-каналов поспешил заявить, что Протасевичу в Белоруссии может грозить смертная казнь. Однако это не так, молодой человек проходит обвиняемым по следующим статьям:
• ч.3 ст. 130 («Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности»);
• ст. 293 («Организация массовых беспорядков»);
• ст. 342 («Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»).
От этого, конечно, не легче: могут и показательный суд устроить, и пару десятков лет колонии дать. Хотя, скорее, просто заставят перед телекамерами рассказать, как он вел подрывную работу на деньги западных спецслужб, а через пару лет, вымотанного, тихонько отпустят из тюрьмы. Обычный сценарий для Белоруссии последние лет десять.
Конечно, европейская общественность возмутилась произошедшим. Премьер-министр Польши попросил председателя Европейского совета вынести на обсуждение в понедельник вопрос о введении немедленных санкций против Белоруссии; президент Литвы призвал освободить Романа Протасевича. В своем блоге в Твиттере Науседа назвал инцидент с принудительной посадкой самолета Ryanair, следовавшего в Вильнюс, «беспрецедентным событием».
Президент Европейской народной партии, экс-глава Евросоюза Дональд Туск заявил: «Лукашенко стал угрозой не только для собственных граждан, но и для международной безопасности. Его акт государственного терроризма требует немедленной и жесткой реакции всех европейских правительств и институтов».
А вот реплика Светланы Тихановской: «Неделю назад я возвращалась из Афин в Вильнюс точно таким же рейсом. Мы виделись с Романом Протасевичем в Греции, он фотографировал наш рабочий визит. Семь дней спустя режим поднял спецслужбы и истребители и организовал захват целого гражданского самолета — ради того, чтобы взять Романа в заложники».
Председатель комитета по международным отношениям Сената США Боб Менендес и его коллеги из Чехии, Латвии, Германии, Литвы, Ирландии, Польши и Великобритании опубликовали заявление, в котором они осуждают власти Белоруссии и призывают «запретить все полеты над республикой, включая полеты в страну и из нее».
В общем, звучит хор «решительного осуждения» и «глубокой озабоченности», над которыми в Минске с 1994 года только смеются. Более того, сторонники Александра Лукашенко ликуют по поводу задержания Протасевича. Их Телеграм-канал «Земля наша» пишет: «Если бы дурачок Протасевич имел в своей голове объективную картину мира, он бы никогда не сел в самолет, следующий над Беларусью, после замеченной слежки. Все-таки уже пора было узнать Александра Григорьевича, за столько лет».
Кстати, создатель Телеграм-канала «Беларусь головного мозга» (которым в последние месяцы руководил Протасевич) Игорь Лосик был арестован в Минске 25 июня прошлого года, еще до начала основных событий «белорусской революции». После этого он в СИЗО дважды голодал, резал вены, но в результате получил обвинение за участие в массовых беспорядках, за что ему грозит от трех до восьми лет лишения свободы. Суда пока не было — Игоря Лосика просто держат за решеткой.
Сейчас правоохранительные органы Белоруссии просто спокойно «пережевывают» оставшихся в стране участников акций. Буквально каждый день Следственный комитет рапортует о выявлении и задержании новых участников «несанкционированных протестов» августа-октября прошлого года. Следователи просто прогоняют видеозаписи тех событий через систему распознавания лиц и идут по списку фамилий.
Параллельно продолжаются и другие репрессии. 21 мая в Бресте приговорили к 4 годам лишения свободы 18-летнюю Виталию Бондаренко — за участие в протестах. В январе она уехала за границу, но вернулась, чтобы проститься со своим возлюбленным — 17-летним Денисом Хазеем, которому дали 3 года колонии по этому же делу.
Одновременно было разгромлено и закрыто крупнейшее независимое СМИ Белоруссии — портал Tut.by, про «дело политологов», якобы готовивших государственный переворот, уже и не вспоминают.
На этом фоне и Светлана Тихановская, и ее окружение, и другие оппозиционные белорусские политики (Павел Латушко, Валерий Цепкало, Франак Вечерко) быстро теряют популярность — люди видят, что от них нет толку, — только гневные заявления в адрес власти и бесконечные встречи с европейскими политиками. Которые тоже ничего не делают. США и большинству стран Европы происходящее в Белоруссии, в общем, безразлично — там ждут активных действий от самих белорусов. Режим Лукашенко не нравится никому, но и Москва, и Брюссель имеют от него свои выгоды. Поэтому отношения Минска с Евросоюзом никогда не доходят до полного разрыва, реальных (не декларативных) санкций или экономической блокады.
Сами белорусы тоже устали — от безрезультативности любых своих действий, от беззубости руководителей оппозиции. Часть хочет в Европу, другая часть не мыслит страну без союза с РФ, третьи просто уезжают, пока есть возможность. И, кажется, все это затянется еще надолго.
Вячеслав Гордиенко