Posted 18 мая 2021, 11:00
Published 18 мая 2021, 11:00
Modified 30 марта, 11:42
Updated 30 марта, 11:42
Приходская жизнь украинских православных уже давно не дает даже российским телеканалам поводов снимать сюжеты в духе «Украина в огне религиозной войны». Ну вот, например, в мае приход в селе Фарбоване Киевской области путем голосования решил покинуть Украинскую православную церковь (Московского патриархата) и присоединился к благословленной Константинополем Православной церкви Украины. А несколькими днями ранее сторонники УПЦ МП силой захватили храм в селе Заболотье Ровненской области (это Западная Украина). Он числился за ПЦУ, но многие верующие были с этим не согласны и решили, что им храм нужнее, а местная полиция предпочла не вмешиваться. Но по сравнению со страстями, кипевшими в церковной жизни Украины еще два года назад, эти два эпизода — тишь да благодать. Но будет ли так продолжаться и в дальнейшем?
2021 год для Украины особенный — она готовится 24 августа отпраздновать 30-летие своей независимости, и в преддверии этой даты повестку задают национально-ориентированные силы, в том числе и в «духовном пространстве», что практически не оставляет места УПЦ. Простой пример: возвращается с фронта в родной город очередная группа военных, их встречают местные власти, ветераны, политики и священники — но только от ПЦУ. Позвать «московских попов» никому и в голову не придет, да они и сами не придут. Но далее происходит формирование разных общественных, потом — государственных структур. «Константинопольские» и руководимые ими общины в этом процессе участвуют, «российские» священники и активисты — нет.
В результате, получается, что значительно меньшая по численности священников и приходов ПЦУ несет государствообразующую функцию, а обладающая большими возможностями УПЦ — «окормляет пенсионеров». На фоне куда более высокой религиозности украинского общества (чем, например, в соседних Беларуси и России) в выигрыше оказывается та церковь, которая берет на себя максимум социальных обязанностей. А буквально через три месяца она еще получит дополнительную поддержку в виде визита Вселенского патриарха Варфоломея.
Варфоломей уже подтвердил свое намерение посетить Украину в августе 2021 года, на празднование 30-летия независимости. Последний раз он был в «Незалежной» в 2008, а ровно 10 лет спустя провел стремительную операцию по юридическому оформлению Православной церкви Украины, отменив акт 1686 года о передаче Киевской митрополии под управление Москвы. 5 января 2019-го Томос об автокефалии был подписан, а на следующий день, в Рождественский сочельник, торжественно дарован новой украинской церкви: патриарх вручил документ митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию.
Впрочем, пока ПЦУ «одобрена» лишь четырьмя православными церквями — самой Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской, а потому УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием считает себя единственной канонической на Украине, утверждая, что ни один архиерей не может приехать на Украину без ее разрешения. «Варфоломей должен проситься заехать к нам послужить», — прямо заявляют иерархи УПЦ МП. Вот только проблема в том, что он приедет вопреки их желанию, и сделать с этим «московская церковь» ничего не сможет.
К началу 2021 года УПЦ МП все еще не окончательно потеряла свой масштаб и влияние. «Дочка» Русской православной церкви по-прежнему имеет на Украине примерно 13 тыс. приходов против более чем 8000 у ПЦУ (еще почти 4 тыс. приходов у греко-католиков). Ее храмы стоят по всей стране, и на Западной Украине их не меньше, чем на Восточной. Митрополит Киевский Онуфрий посещает все топ-мероприятия, в том числе с участием президента Зеленского, наравне с другими главами церквей. Наконец, в ведении УПЦ МП остаются две крупнейшие (и доходнейшие) святыни — Киевско-Печерская и Почаевская лавры.
Однако уже можно сказать, что государствообразующей, пусть и неофициально, стала Православная церковь Украины. Именно на нее «оглядываются» при выработке государственной политики, именно ее иерархи представляет украинское православие да и страну за рубежом. А соцопросы показывают, что прихожанами ПЦУ называют себя от 40% до 50% населения Украины, УПЦ МП «отдали голоса» 15%, значительная часть назвала себя «просто православными». Вот, правда, процесс «признания» ПЦУ притормозился — напомним, что таких православных церквей, считающих новую церковь канонической, пока четыре, но может текущий год эту ситуацию как-то поменяет. В общем, «раскольники» явно опережают по многим позициям каноническую церковь (во всяком случае таковой ее считают в РПЦ), да и сама УПЦ МП кое-что сделала, чтобы подорвать свою репутацию.
Сейчас уже нечасто вспоминают о скандале, случившемся в январе 2018 года в Запорожье, где трагически погиб пятилетний мальчик, а «московский» священник отказался его отпевать, поскольку крестили ребенка в Киевском патриархате, преемником которого стала ПЦУ. Именно этот случай привел к массовому исходу из УПЦ верующих целыми приходами: люди просто собирались, подписывали совместное заявление, вывешивали у церкви сине-желтый флаг и обращались в Киевский патриархат с просьбой прислать им своего священника.
Собеседники корреспондента «Росбалта» в УПЦ МП признают, что моральный авторитет «российской церкви» был подорван именно тогда. Ситуацию усугубили финансовые и прочие скандалы (например, митрополит Павел, наместник Киевско-Печерской лавры, из-за любви к дорогим автомобилям и нелюбви к соблюдению правил дорожного движения получил среди верующих кличку «Паша-Мерседес»), и вопрос официального оформления ПЦУ стал вопросом государственной повестки.
При нынешнем президенте украинское государство старается не вмешиваться в религиозное противостояние, более того, старательно избегает любой «накачки» вопроса о том, «кто кому православный». Владимир Зеленский вообще не причисляет себя к какой-либо конфессии, ухитряясь при этом «не быть атеистом», ПЦУ плотно ассоциируется с его главным политическим оппонентом — Петром Порошенко, опальный глава ОПЗЖ Виктор Медведчук при любом удобном моменте подчеркивает свою приверженность «московскому» православию. Так что для Зеленского просто не остается вариантов — кроме как делать вид, что любое религиозное соперничество не имеет к нему никакого отношения.
Пока это удается, хотя по факту — все сложнее. 6 мая прибывший в Киев госсекретарь США Энтони Блинкен встретился как раз с главой ПЦУ Епифанием, и они вместе возложили цветы к памятнику героям, погибшим в войне на юго-востоке. Послание в адрес Владимира Зеленского получилось очень красноречивым.
А впереди Владимира Александровича ждет еще более жесткое испытание. Ему тут все никак не удается «посмотреть в глаза Путину», да и патриарх Кирилл не приедет в Киев с моральной поддержкой идеи «просто прекратить стрелять». А вот Варфоломей — приедет, и в глаза ему придется посмотреть, а рядом будет стоять и ехидно улыбаться Петр Порошенко. И вообще, Владимир Зеленский лучше кого-либо понимает, что 24 августа — не его праздник, и ему его нужно просто пережить, стиснув зубы. Потому что при всех противоречиях, разрывающих украинское общество, остается война в Донбассе, воспринимаемая этим обществом только как российская агрессия, и тем самым продолжающая сплачивать людей вокруг национально-патриотической повестки. И пока «на нуле» стреляют, время работает на Православную церковь Украины и против Украинской православной церкви.
Кирилл Карасев, Киев