Posted 17 мая 2021, 13:59
Published 17 мая 2021, 13:59
Modified 30 ноября, 06:55
Updated 30 ноября, 06:55
В день 35-летия аварии на ЧАЭС состоялся торжественный ввод в эксплуатацию 16-летнего долгостроя — хранилища для ядерных отходов сухого типа (ХОЯТ-2), которое освятил своим присутствием президент Зеленский. (Не путать с хранилищем «мокрых» отходов ХОЯТ-1, построенном еще при СССР, а также с ЦХОЯТ — Центральным хранилищем ядерных отходов с АЭС Украины, формально введенным недавно в строй.) ХОЯТ-2 — это сухое хранилище отработавшего ядерного топлива с первых трех энергоблоков ЧАЭС (четвертый был разрушен 26 апреля 1986 г.)
До сегодняшнего дня на ЧАЭС накопилось более 21 тысячи тепловыделяющих сборок, около двух тысяч отработавших дополнительных поглотителей и более 23 тысяч удлиняющих стержней. И вот все это следует переместить на сухое хранение в новое ХОЯТ-2. Главная «перемога» момента заключается, видимо, в том, что этот ядерный долгострой наконец-то возвели. И, можно сказать, здорово, что не в самом трехмиллионном Киеве, а хотя бы в ста километрах от столицы. (За это отдельное спасибо «партии и правительству».) Проектировщики уверяют, что простоит он не менее ста лет, и что безопасность его эксплуатации и хранения отходов гарантирована.
Идея возведения национального хранилища ядерных отходов сухого типа получила развитие после Оранжевой революции, в 2005 г., когда к власти на Украине пришел Ющенко, победив в третьем туре Януковича. Тогда украинская власть, как принято считать, выбрала для возведения объекта американскую компанию Holtес International.
Однако, судя по новейшей украинской истории, все как раз наоборот. Пользуясь новой политической ситуацией на Украине, а также настроениями и семейной историей Ющенко (его отец, по признанию тогдашнего президента, «полюбил хороший кофе в немецком концлагере», а вторая супруга — бывшая сотрудница Госдепа), именно американцы сами сделали свой выбор. Убив при этом трех зайцев — зарабатывая деньги, тесня российских конкурентов на их исконно ядерном поле, изменяя геополитическую ситуацию в регионе не в пользу Москвы.
Возвести ядерный могильник вблизи райцентра Иванков (25 км до границы зоны отчуждения) и столицы Украины планировалось до 2014 г., однако этому помешало мощное народное сопротивление, а также возня вокруг выделения земли под строительство. Да и приближающиеся очередные выборы президента в 2010-м не способствовали продвижению опасного ядерного объекта. С приходом Януковича на пост президента вопрос о ХОЯТ с участием заокеанских компаний был практически закрыт.
Очередная попытка американцев зайти на поле ядерных и геополитических интересов России на Украине случилась после Майдана в 2014 г., когда революционное правительство возглавил Арсений Яценюк. Под реализацию проекта Кабинет министров быстро выделил два земельных участка общей площадью 45,2 га в зоне отчуждения ЧАЭС. И, как говорится, не отходя от кассы, украинский «Энергоатом» и американская Holtес International приступили к работе.
Завершение строительства переносилось несколько раз. Примечательно, что в процессе работы финансовые аппетиты его участников возросли более чем втрое. Первоначально в 2005 г. сумма контракта составляла 127,8 млн евро. В 2016-м она выросла до 400 млн. По последним данным, стройка вылилась в финальную цифру 412,8 млн евро — помогали всем миром, но в основном — Европейский банк развития и реконструкции.
В процессе возведения могильника не обошлось и без воровства. По данным СМИ, к строительству на первом его этапе был причастен Николай Мартыненко, давний бизнес-партнер тогдашнего премьера Яценюка. В начале 2015 г. претензии к работе компании предъявила Госфининспекция. Ее глава Николай Гордиенко рассказал о «злоупотреблениях на полтора миллиарда гривен». Речь шла о тендерных закупках и о завышенной стоимости строительства. Однако громкий скандал закончился тем, что самого Гордиенко, публично уличавшего также и Яценюка в организации «схем» хищения, в итоге уволили. А в прошлом году Федеральный уголовный суд Швейцарии признал виновным Николая Мартыненко в отмывании около 2,8 млн евро через швейцарскую финансовую систему «в составе преступной группировки». Не западные ли деньги, выделенные на могильник, фигурируют в уголовном деле украинского нувориша?
Кроме проблем с успешным «освоением» денег на чашу чернобыльских весов, по мнению местных экологов, было положено здоровье населения, проживающего вблизи новых могильников — ЦХОЯТ и ХОЯТ-2. Из истории сопротивления «мирному атому» жителей Иванковского района можно составить целую книгу. В знак протеста они не раз перекрывали магистрали, митинговали под Киевской областной администрацией и писали едва ли не в «Спортлото». Однако десятки тысяч подписей против опасного строительства никто так и не принял во внимание.
Как рассказал журналистам украинского оппозиционного издания «Страна» эколог Владимир Борейко, решение о строительстве ядерного объекта было принято без серьезного обсуждения с жителями Иванковского и Вышгородских районов, а также с киевлянами. Учитывались только интересы бизнеса. Эколог озабочен перспективой получить в будущем международную свалку ядерных отходов рядом с Киевом. «Существуют риски, что будут попытки сделать ХОЯТ могильником и для отходов из других стран, так как украинское законодательство этого не запрещает», — считает также один из лидеров «Ассоциации зеленых Украины» Ярослав Задесенец.
«Ничего нельзя гарантировать. Думаю, европейских отходов не будет лишь на первых порах, а потом они хлынут к нам», — предполагает глава Ассоциации «Зеленый мир» Юрий Самойленко. Экологи отмечают, что в зоне строительства могильников много грунтовых вод. И если произойдет утечка радиоактивных отходов, то может быть заражен весь Днепр.
Сегодня трудно представить себе даже в России, где позиции атомщиков сильны, как никогда, чтобы «Росатом» или местные власти проигнорировали требования закона об экологической экспертизе при строительстве такого серьезного и потенциально опасного ядерного объекта. Не говоря уже о США или странах ЕС, куда стремится Украина. Попробовала бы эта самая американская компания Holtec International сделать хотя бы одно движение в этом направлении на территории самих США или в Европе без множества различных экспертиз и публичных слушаний при самом активном участии населения и СМИ. Хотя украинские ядерщики, вопреки возмущениям независимых экспертов, уверяют, что все документы в порядке, и «есть заключения экологов и специальных комиссий». Ну кто бы сомневался.
Впрочем, какая американским бизнесменам разница, что будет с украинцами потом, если сама новая революционная власть готова на все, лишь бы — без России. Геополитика — вот главная и настоящая причина отказа Киева от услуг Москвы по переработке и хранению ядерных отходов в пользу активного американо-украинского ядерного сотрудничества. Но это именно тот случай, когда россияне на самом деле только выиграют — чем меньше ядерной «грязи» прибудет из Украины, тем здоровее будет в России. В общем, «перемога». Пиррова.
Алла Ярошинская