Posted 17 мая 2021, 12:45
Published 17 мая 2021, 12:45
Modified 30 марта, 11:43
Updated 30 марта, 11:43
Доктор Мясников заявил о том, что в России началась третья волна пандемии. То есть нас ждут три напряженных месяца, после чего наступит спад, а осенью «будет опять». Мясников не эпидемиолог, но, судя по всему, пользуется информацией профессионалов в данной сфере.
Что важно в этом подходе с политической точки зрения?
Во-первых, три месяца — это ориентировочно до первой половины августа. Если это так, то Россия войдет в избирательную кампанию при высоком уровне зараженных. С одной стороны, общество настолько устало от пандемии, что не хочет слышать ничего про нее. С другой же стороны, есть объективные факторы вроде загруженности больниц, которые невозможно будет игнорировать в рамках политического управления.
Во-вторых, сами думские выборы, скорее всего, пройдут на спаде пандемии. Однако этот спад будет временным — аналогия с «испанкой» и ее тремя волнами сейчас может не сработать, даже если мутации не повлияют на эффективность вакцин.
В-третьих, возникает «ловушка вакцинации». По опросу ВЦИОМа, который прошел в конце апреля, около 40% россиян не готовы сделать прививку. Есть основания полагать, что эта цифра в реальности выше, так как телевидение активно продвигает «нормативность» вакцинации, но немалая часть телезрителей на этот раз хотела бы от этой нормативности уклониться. Однако им некомфортно идти против официальной точки зрения — поэтому они выбирают более «политкорректный» ответ, но внутренне обосновывают его нереальными аргументами (типа «привьюсь, когда точно буду уверен в полном отсутствии побочек»).
Характерно, что немалое влияние на общественное мнение играет позиция врачей, многие из которых — не будучи специалистами в области вакцин — не прививаются сами и отговаривают пациентов. Судя по некоторым признакам, число таких медиков-«ковидо-диссидентов» уменьшается, так как врачи сами сталкиваются с этой болезнью и осознают ее последствия — но все равно остается немалым.
В этой ситуации достичь коллективного иммунитета к осени, когда, по Мясникову, «будет опять», крайне затруднительно. В то же время методы принуждения могут вызвать общественное недовольство, что весьма неприятно для власти перед выборами. Поэтому будут уговаривать и стимулировать, что в условиях невысокого доверия недостаточно эффективно.
Алексей Макаркин, политолог