Posted 11 мая 2021, 09:44
Published 11 мая 2021, 09:44
Modified 30 марта, 11:45
Updated 30 марта, 11:45
В Хакасии суды всех инстанций встали на сторону властей в деле о странной гибели рядового Ивана Шутова. Трагедия произошла почти 10 лет назад: в 2011 году юношу нашли повешенным в лесу на ремне, на теле были следы побоев. Семья Ивана считает, что он был убит в результате дедовщины, а армейское начальство замяло дело. Близкие Ивана обратились в Абаканский горсуд с требованием 1 млн рублей компенсации за гибель юноши и моральный ущерб. Военные что-либо компенсировать отказались, суд в Абакане встал на их сторону, в дальнейшем все суды, включая Верховный суд Хакасии, также отклонили апелляции семьи Ивана.
Как сообщает Тайга.Инфо, Иван проходил службу в войсковой части № 83015 в Красноярске. В 2011 году его в составе взвода связи отправили в полевой лагерь в село Подсинее Алтайского района Хакасии на учения «Центр-2011», там юноша пропал. Его тело нашли около села Подсинее на берегу протоки Енисея в петле из поясного ремня, привязанного к ветке дерева.
Было заведено уголовное дело по статье «Убийство». Ефрейтор, возглавлявший взвод Шутова, утверждал, что рядовой «пытался отпроситься» в Черногорск на празднование дня города, когда ему отказали, ушел в самоволку и отключил мобильник. Расследование между тем показало, что ефрейтор избивал Шутова, но следствие и суд решили, что «в связи с однократностью применения физического воздействия оно не может рассматриваться и в качестве побоев». Итог: следствие заявило о некриминальном характере смерти и закрыло дело об убийстве Ивана. Было прекращено и возбужденное позже дело в отношении ефрейтора по статье УК о превышении полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий.
При этом выяснилось, что Ивана избивал другой рядовой, уличенный еще в нескольких избиениях сослуживцев. Его даже признали виновным в нарушении уставных правил и дал год условно. Но никаких причинно-следственных связей между побоями и «самоволкой» Ивана следствие упорно не замечало. Гибель солдата списали на «ранимость, чувствительность к критическим замечаниям, импульсивность» и «склонность к протестным поведенческим реакциям», обиду из-за того, что «ему не удалось попасть в Черногорск на празднование дня города, где он планировал встретиться со своей девушкой и друзьями».
Командир воинской части № 01662, расположенной в Абакане, провел свое расследование. Он считает, причинами гибели Ивана стали, среди прочего, «незнание командованием батальона истинного морально-психологического климата в подчиненных коллективах». Командир подписал приказ, по которому возложил ответственность за смерть солдата на майора (начальника связи своей части), подполковника (командира воинской части № 83015) и еще одного майора (начальника штаба части № 83015). Они, по его мнению, не знали истинного морально-психологического состояния личного состава. Офицеры отделались выговорами.
Мать и сестра Ивана потребовали от Минобороны по 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда, но все суды встали на сторону военных, которые на заседания даже не приходили. От властей явилась представитель Минфина РФ, заявившая, что семья не предоставила «каких-либо доказательств», по которым можно было бы сделать вывод «о причинении им морального вреда, незаконными действиями должностных лиц Министерства обороны РФ». Таких «аргументов» суду оказалось достаточно, чтобы отклонить иск. Верховный суд Хакасии отклонил апелляционную жалобу и оставил решение в силе. Родные Ивана убеждены: его убили в воинской части, а якобы «некриминальную» смерть в лесу — инсценировали.