Posted 11 мая 2021, 17:56
Published 11 мая 2021, 17:56
Modified 30 марта, 11:45
Updated 30 марта, 11:45
Депутаты Госдумы во вторник единогласно денонсировали межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Нидерландами. Представлявший вниманию депутатов документ замминистра финансов Алексей Сазанов напомнил, что ранее были пересмотрены аналогичные соглашения с Кипром, Мальтой и Люксембургом, которые в итоге согласились на ряд российских условий и тем самым вдохнули в документы «новую жизнь».
«С Нидерландами же переговоры успехом не увенчались», — сообщил Сазанов. После чего Россия пошла на разрыв соглашения в одностороннем порядке, и оно прекратит свое действие с 1 января 2022 года, что, однако, не отменяет возможности для заключения нового.
Пересмотр международных налоговых соглашений стал частью так называемой антиофшорной политики, которая проводится в России. В качестве основной цели декларируется повышение налоговых ставок на доходы иностранных инвесторов в РФ и, как следствие, пополнение доходов федерального бюджета, которые сильно просели из-за эпидемии коронавируса.
Сазанов напомнил, что в настоящее время Россия является участником соглашений об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами. Большинство из них были заключены в 1990-е годы и, согласно распространенной точке зрения, ориентированы на выкачивание денег из страны. В частности, утверждается, что иностранные инвесторы в России, действующие «под голландским флагом», только в период 2017–2019 годов вывели из страны более 1,2 трлн рублей в виде дивидендов и процентов. Это стало возможным из-за условий соглашения, которое позволяет в таких случаях платить налоги по эффективной ставке всего в 2−3%.
С денонсацией соглашения налоговая ставка вырастет для юридических лиц до 15% по дивидендам и до 20% по процентам, а для физлиц-нерезидентов — до 15%, рассказал Сазанов. Если бы такая ставка применялась ранее, то в российский бюджет с инвесторов удалось бы «состричь» дополнительные 140 млрд рублей, отметила, в свою очередь, член комитета Госдумы по международным делам Елена Панина. Она заверила, что «сохранение сотрудничества с Нидерландами в текущем виде противоречит интересам РФ».
В ответ депутаты предложили не «рубить хвост по частям», а ударить разом — разорвать аналогичные соглашения со всеми странами, чтобы капиталы и дальше не утекали за рубеж. Тем более, известно, что под видом иностранных инвесторов зачастую действуют российские, для которых нынешняя схема избежания двойного налогообложения является отличным способом быстро приумножить свой капитал.
В Госдуме потребовали огласить список таких компаний и назвать суммы выводимых ими за рубеж средств, но Сазанов ответил, что такая информация может быть предоставлена только под грифом «для служебного пользования». Тем не менее, известно, что среди компаний, которые ранее юридически местом своего пребывания назвали Нидерланды, числится одна из «дочек» «Газпрома», «Яндекс» и много других серьезных игроков, например, X5 Retail Group и «Связной».
Что же до пересмотра или денонсации аналогичных соглашений с остальными странами, то в Минфине, похоже, не видят такой необходимости. «Соглашения, которые мы изменяем сейчас, уже охватывают порядка 70% всех выплат в транзитной юрисдикции», — пояснил Сазанов. По его словам, повысить эту планку до 90% удастся, если будут пересмотрены налоговые соглашения со Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром.
Депутатам же не давала покоя озвученная представителем Минфина сумма в 9 трлн рублей — именно столько денег утекло из России через транзитные юрисдикции всех выплат в виде дивидендов и процентов только за один временной период в четыре года.
«95 крупнейших корпораций в год вывозят из России от 3,5 трлн до 5 трлн рублей только дивидендами, а мы ищем деньги — не можем „детям войны“ найти 100 млрд рублей», — возмущался коммунист Николай Коломейцев. «Те, кто выводят деньги — они что, не русские люди, у них совести нет или почему текут деньги — нельзя нормально заниматься бизнесом в РФ? Несмотря на призывы, выход денег в офшоры так и не уменьшается», — констатировал, со своей стороны, «эсер» Сергей Моляков. А спикер Госдумы Вячеслав Володин и вовсе заявил, что депутатам и на встречах, и на улице избиратели постоянно задают один и тот же вопрос: «Почему деньги зарабатывают в России, но они уходят за рубеж?».
В Госдуме заявили, что уже давно пора перекрыть все пути для вывода капитала и заставить его работать на российскую экономику. Вопрос лишь в том, достаточно для этого только одной политической воли или все же следует создать благоприятные условия для инвесторов. «Бизнес —это текучая среда, естественно, многие после такого сменят юрисдикцию и перейдут в другую, где для них налоговый рай», — заметил либерал-демократ Сергей Катасонов. «Эсер» Валерий Гартунг, напротив, указал на противоречия в российской антиофшорной политики. «Мы тут пафосно заявляем, что боремся с офшорами и при этом создаем свои внутренние офшоры — САР (Специальные административные районы), где ставка на прибыль ноль плюс куча льгот по местным налогам и возможность не платить социальные взносы за сотрудников. Зачем мы эти „дыры“ создаем у себя на территории РФ? Тогда надо все лазейки перекрывать», — сказал депутат.
Впрочем, про офшоры на российской территории в Госдуме пока рассуждать не готовы. Перед выборами депутатам гораздо важнее создать иллюзию, что наша страна активно борется с полуколониальным статусом в финансовой сфере.
Елена Земскова