Posted 7 мая 2021, 21:01
Published 7 мая 2021, 21:01
Modified 30 марта, 11:46
Updated 30 марта, 11:46
Давно уже стало общим местом, что у существующей в России власти нет «образа будущего». Но, что еще хуже, у нее отсутствует должное понимание настоящего. Остались только корыстные и низменные цели, простейшие рефлексы, а также всевозможные страхи, которые особенно усилились в первые месяцы этого года.
Последовательное разрушение правящей верхушкой государственных институтов привело к тому, что само слово «государство» утратило смысл, став синонимом интересов высших чиновников и их приближенных. И теперь, чтобы сымитировать выборы в некое учреждение, которое имитирует парламент, эта власть, нарушив все писанные и неписанные законы, начала открытую войну с гражданским обществом и свободомыслием. Впрочем, усиление политических репрессий всего лишь оттягивает неизбежную развязку.
Политолог Екатерина Шульман, как хорошо известно, ввела понятие «спящих институтов». По ее определению, «это структуры и формы, прописанные в законе, но не функционирующие на практике, поскольку реальная власть и принятие решений происходит в других местах». Однако, когда авторитаризм теряет силу, эти государственные конструкции «имеют свойство просыпаться». Еще дальше пошел политолог Глеб Павловский, который вообще разглядел в следующей Госдуме «будущих предателей Путина».
С этой точки зрения интересно посмотреть на социологические данные, характеризующие отношение россиян к нынешней власти. При этом необходимо помнить, что, как ни банально это звучит, все познается в сравнении. И поэтому в качестве образца для сопоставления следует взять США и ведущие страны Западной Европы, тем более что этот подход хорошо укладывается в рамки давней российской традиции. Да и к тому же недовольство существующей политической системой, в той или иной степени, свойственно практически всем людям, что делает эту проблему еще более интересной.
Сравнительно недавно американская исследовательская организация Рew Research Center опубликовала отчет, в котором говорится об отношении респондентов из США, Франции, Великобритании и Германии к политическим системам этих стран. Социологические изыскания проводились в 2019–2020 годах и, между прочим, результаты оказались весьма примечательными.
Так, приблизительно две трети взрослых французов (47% и 21%) и американцев (47% и 18%) и около половины британцев (33% и 14%) считают, что политическая система в их стране нуждается в серьезных изменениях или даже должна быть полностью реформирована. В то же время заметно меньше половины немцев (35% и 4%) выступают за глубокие преобразования общественно-политических институтов ФРГ.
Не менее интересны причины, из-за которых существуют такие настроения. В США многие респонденты (67%) полагают, что «большинство политиков коррумпированы». Аналогичной позиции придерживается почти половина опрошенных во Франции (46%) и в Великобритании (45%). И только в Германии (29%) продажность политических функционеров не является настолько очевидным фактом. Кроме того, 58% французов, 56% американцев, 52% британцев и 32% немцев уверены, что «выборным должностным лицам все равно, что думают обычные люди».
Вместе с тем общественность Франции и Германии стала больше доверять государственной власти. В ходе опроса, проведенного той же организацией в 2017 году, лишь 20% французов одобрили действия высшей администрации, тогда как в 2020 году их число возросло до 55%. Особенно заметен этот прирост среди сторонников движения «Вперед, Республика!» президента Эммануэля Макрона, хотя приверженцы других политических сил сказали то же самое. Точно также выросло доверие к германскому федеральному правительству, причем среди последователей всех партий — правых, левых и центристских.
Несколько иная картина в англосаксонских странах. Например, в Великобритании сторонники консерваторов стали немного больше доверять кабинету Бориса Джонсона, но зато приверженцы лейбористов, наоборот, начали охладевать к премьер-министру. В США общий уровень доверия к федеральной власти с 2017 года практически не изменился. Правда, если Дональд Трамп пользовался поддержкой своих адептов и в несколько меньшей степени республиканских избирателей, то Джо Байден, само собой разумеется, популярен среди демократического электората.
Неоднозначность мнений, столь характерная для США и Западной Европы, казалось бы, напрочь отсутствует в России. «Левада-центр» (признан в РФ иностранным агентом) регулярно публикует данные своих опросов об одобрении деятельности Владимира Путина — единственного, можно сказать, «неспящего института» российского государства. За прошедшие полгода этот показатель снизился с 68 до 65%, причем надо заметить, что в апреле 2021 года (65%) нелегкий труд вождя одобряло даже большее число респондентов, чем месяцем ранее (63%). Цифры, что и говорить, чудовищно огромные и, безусловно, недоступные западным политикам.
Однако в минувшем марте этот же социологический центр изучил «характер и структуру массовой тревожности в России». В пятерку главных страхов, преследующих россиян, вошли следующие серьезные опасения: болезни близких, детей (82%), мировой войны (62%), произвола властей (58%), болезни, мучений (57%), возврата к репрессиям (52%). Все это как-то плохо соотносится с одобрением деятельности того, от кого в РФ зависит почти все. Видимо, или «царь ненастоящий», или верна известная истина, что соцопросы в авторитарных странах имеют мало общего с действительностью. Или же, что вероятнее всего, чему-то или кому-то уже пора просыпаться.
Роман Трунов