Posted 4 мая 2021, 09:11
Published 4 мая 2021, 09:11
Modified 30 марта, 11:47
Updated 30 марта, 11:47
Мировые и российские СМИ активно обсуждают недавнее решение Высокого суда Лондона по иску бывшей супруги российского миллиардера и экс-сенатора от Краснодарского края Фархада Ахмедова Татьяны к собственному сыну Темуру. Суд установил, что Темур на протяжении нескольких лет помогал отцу прятать от матери присужденные ей в ходе развода в 2016 году почти 600 миллионов долларов, участвуя в выводе семейного богатства из зоны досягаемости правосудия, и теперь должен будет выплатить ей почти шестую часть от этой суммы.
Деньги у него есть — 27-летний юноша владеет немаленькой квартирой в самом дорогом жилом комплексе Лондона «One Hyde Park», соседствуя с украинским олигархом Ринатом Ахметовым, вице-премьером Катара и другими уважаемыми людьми, солидной недвижимостью во Франции, внушительной коллекцией супер-каров…список можно продолжать очень долго. Судя по всему, теперь все это будет конфисковано судом в пользу матери, а Темуру придется изменить привычный роскошный образ жизни и, возможно, даже покинуть столицу Туманного Альбиона, где он родился и вырос.
Некоторые издания как по команде взорвались конспирологическими теориями — мол, это было «политическое решение», не случайно оглашенное в день, когда с обращением к Федеральному Собранию выступил Владимир Путин. Связано оно с тем, что Фархад Ахмедов входит в так называемый список «друзей Путина», а к таким британская фемида уж точно не может быть беспристрастна. И теперь всем российским олигархам, кто владеет на Западе собственностью, надо готовиться к ее «конфискации» через судебные решения, «охота на капиталы» уже открыта, а конечная цель всего этого — «подрыв экономической стабильности России».
Отдельные комментаторы гордо называли Фархада Ахмедова за его отказ выплачивать бывшей супруге присужденные судом отступные настоящим патриотом России, который в одиночку «осмелился бросить вызов британскому правосудию», а его пример должен «вдохновить других коллег на решительный отпор западным мошенникам в судебных мантиях».
Оставим на совести авторов эти умозаключения — например, тот же Высокий суд Лондона в конце 2019 года вынес совершенно противоположное решение в бракоразводном процессе четы Потаниных. На кону была сумма в десять раз больше — пять миллиардов фунтов стерлингов, — а сам Владимир Потанин определенно ближе к президенту России, чем Фархад Ахмедов, и даже периодически играет с ним в хоккей.
Не будем рассуждать и о степени патриотизма Фархада Ахмедова, который сколотил свое состояние в России, и при этом давным-давно покинул нашу страну и живет где-то между Дубаем и родным Азербайджаном. Видимо, по мнению авторов, это достойный пример для подражания, и так должны поступать все настоящие российские патриоты.
Хочется обратить внимание на другое — как усердно некоторые комментаторы пытаются оправдать отказ миллиардера выплатить экс-супруге присужденную компенсацию, (который кто-то может объяснить банальной жадностью, из-за которой под удар попал его сын), смешивая в кучу политику, «патриотизм», шпионов и другие подобные фантазии.
Предыстория бракоразводного процесса Ахмедовых хорошо известна. Пара поженилась в начале 1990-х и почти сразу же поселилась в Великобритании. В их семье родились двое детей — сыновья Темур и Эгдар. Но брак дал трещину, и в 2013 году Татьяна подала на развод «из-за поведения мужа».
Выяснилось, что Фархад Ахмедов больше десяти лет фактически жил на два дома, тайно встречаясь с юной моделью Анной Адамовой. Как писали британские СМИ, дело доходило до того, что во время семейного отдыха она приезжала на соседний курорт, и Ахмедов сбегал к ней на гидроплане буквально из объятий супруги. По словам Темура, мать обо всем догадывалась. Но она не смогла сдержать себя, когда у Анны родился сын от Фархада.
В 2016 году суд Лондона постановил, что Ахмедов должен выплатить в качестве отступных Татьяне почти 600 миллионов долларов, или примерно 40% от его состояния. Олигарх назвал это решение «клочком туалетной бумаги» и наотрез отказался выполнять его. Он аргументировал это тем, что якобы расторг брак с Татьяной еще много лет назад в Москве и все эти годы просто продолжал с ней сожительствовать. Однако предоставленные адвокатами Ахмедова документы о «московском» разводе лондонский суд посчитал фиктивными, и оставил свой вердикт в силе; позже это подтвердил и суд в Москве. С тех пор Татьяна Ахмедова и ее юристы ведут поиск имущества бывшего мужа по всему миру. А в январе 2020 года она подала иск к сыну Темуру, подозревая его в том, что все эти годы он помогал отцу скрывать от нее семейные капиталы.
Раскрытая по решению суда переписка старшего и младшего Ахмедовых с юристами, банкирами и консультантами пролила свет на то, как им удавалось все эти годы прятать имущество.
Состояние Фархада Ахмедова на момент расторжения брака включало в себя супер-яхту Luna стоимостью около 300 миллионов долларов, коллекцию современного искусства, оцененную почти в 150 миллионов долларов, 650 миллионов долларов на банковских счетах и дорогую недвижимость в разных уголках мира. Как сообщают СМИ, целью стратегии Ахмедова было сделать так, чтобы к моменту развода формально у него не было бы «ни гроша» и супруге пришлось бы согласиться на развод на его условиях. «Денег-то нет! И, как видно, не будет. Повторю одно известное выражение: замучаются пыль в судах глотать, занимаясь их поисками!» — ерничал Фархад Ахмедов.
Сообщается, что план Ахмедовых, видимо, предполагал перевод всех активов экс-сенатора из Европы в юрисдикцию стран Персидского залива, где шариатские суды в бракоразводных процессах обычно встают на сторону мужа. Далее предполагалось договориться с одним из местных банков, чтобы использовать все имущество в качестве залогов по якобы выданным структурам Ахмедова кредитам. В этом случае юристам экс-жены пришлось бы судиться в арабских странах не с Ахмедовым, а с местными банками, и за имущество, которое формально находилось бы у них в залоге. Шансы на победу — равны нулю. Темур от имени отца участвовал во многих встречах с юристами и банкирами, чтобы это организовать.
Однако, как уточняют СМИ, ни один банк в итоге не согласился стать частью такой авантюры из-за репутационных рисков, и Ахмедову срочно пришлось искать другие способы прятать свои активы.
В результате, буквально накануне решения суда часть его имущества отправилась в закрытые трасты в княжестве Лихтенштейн, а часть была просто переписана на Темура. Так Темур стал обладателем шикарной лондонской квартиры, особняка в центре Москвы и других ценных активов, а также получил от отца за несколько лет около 100 миллионов долларов банковскими переводами, которые затем бесследно исчезли.
СМИ обращают внимание на то, как энергично Ахмедовы заметали следы своих финансовых и юридических схем. В ходе судебных заседаний Темур признал «умышленное уничтожение документов», которые имели большое значение для расследования. Было установлено, что он заплатил курьеру DHL пять тысяч евро за целенаправленную «потерю» компьютера с важной информацией, который тот должен был доставить с виллы Ахмедовых на Лазурном берегу в Лондон по указанию суда. Кроме того, он проигнорировал постановление суда раскрыть устройства, с которых велась переписка с отцом — в результате они были изъяты в ходе десятичасового обыска в его лондонской квартире. Суд также создал прецедент, обязав Google предоставить юристам Татьяны Ахмедовой доступ к почтовым ящикам обоих Ахмедовых.
«Он хочет… отрезать ей [Татьяне] яйца, развестись и быть свободным человеком», — передавал мечты отца Темур в переписке с адвокатами. Похоже, пока выходит все наоборот. Нежелание Ахмедова-старшего урегулировать спор с бывшей супругой принесло большие проблемы самому Темуру. А между тем, юристы Ахмедовой продолжают борьбу в Лихтенштейне, Франции, США, на Кипре и в других странах, где предположительно может находиться имущество экс-супруга, и кольцо вокруг него продолжает сжиматься.