Posted 26 апреля 2021, 06:35
Published 26 апреля 2021, 06:35
Modified 30 марта, 11:50
Updated 30 марта, 11:50
Российское правительство поручило Минэнерго подготовить проекты актов об установлении временного экспорта «отдельных видов нефтепродуктов».
Речь идет о том, чтобы в случае необходимости Белый дом смог оперативно запретить экспорт бензина в страны за пределами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сообщает газета «Коммерсант».
Если будут введены ограничения на экспорт автобензина во всех направлениях, кроме стран ЕАЭС, то «под запрет» попадет порядка 200–400 тыс. тонн продукта в месяц.
Как отмечает издание, до сих пор эксперты и участники рынка скептически оценивали перспективы введения ограничений.
Напомним также, что, по данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин и дизельное топливо в РФ с 13 по 19 апреля существенно не изменились. С начала года бензин подорожал на 3,4%, ДТ — на 1,6%.
Стоимость литра бензина в среднем по стране на 19 апреля составила 47,62 руб. (12 апреля — 47,61 руб.), в том числе марки АИ-92 — 44,95 руб. (44,94 руб.), АИ-95 — 48,54 руб. (48,53 руб.), АИ-98 — 55,20 руб. (55,16 руб.). Дизельное топливо 19 апреля стоило в среднем по стране 49,51 руб. (12 апреля — 49,53 руб.).
Тем временем цены производителей на бензин в РФ в марте 2021 года подскочили на 8,2% после роста на 3% в феврале, скачка на 8,5% в январе и падения на 5,5% в декабре 2020 года.
За январь–март 2021 года цены производителей на бензин выросли на 22,1%. В годовом выражении рост цен в марте составил 18,6%. В марте 2021 года потребительские цены на бензин превышали цены производителей в 2 раза.
Добавим, что 15 марта на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака профильные ведомства и топ-менеджеры крупных нефтяных компаний пришли к договоренности о том, что корректировка демпферного механизма, от которого зависит цена на бензин на внутреннем рынке, вступит в силу с 1 мая.
Механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены. В настоящее время индикативные цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 года включительно.