Posted 20 апреля 2021, 21:01
Published 20 апреля 2021, 21:01
Modified 30 ноября, 06:54
Updated 30 ноября, 06:54
Берлин, несмотря ни на что, намерен достроить газопровод «Северный поток-2» — такой вывод напрашивается из очередного заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель. «Германия приняла решение о строительстве «Северного потока-2», — подчеркнула она в ходе онлайн-заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Подтверждением таких намерений Берлина можно назвать и другое высказывание Меркель: «Хочу указать, что <…> газ „Северного потока — 1“ не хуже того, что идет транзитом через Украину, или газ, который приходит из России через Турцию». Таким образом, как следует из этих слов, федеральный канцлер отметила важность диверсификации энергетических потоков из РФ.
Между тем известно, что Соединенные Штаты до недавнего времени предпринимали все меры для того, чтобы этот проект, близкий к своему завершению, был остановлен. О том удастся ли им это или нет, учитывая нынешний уровень напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой, обозреватель «Росбалта» поговорил с аналитиком энергетического рынка, партнером российского консалтингового агентства RusEnergy Михаилом Крутихиным.
— Судя по высказываниям Ангелы Меркель в ПАСЕ, Германия намерена достроить «Северный поток-2». Как вы считаете, будет ли все-таки этот проект реализован или нет?
— Начнем с того, что позиция Германия не ограничивается взглядами Меркель. Не забудем также, что это было последнее появление Меркель на публике в качестве федерального канцлера. После сентября, когда в Германии пройдут парламентские выборы, там будет другой канцлер и не исключено, что им может стать представительница партии «зеленых» — ярая противница и российской внешней политики, и проекта «Северный поток-2» (речь идет о сопредседательнице партии «Союз 90/Зеленые» Анналене Бербок, — «Росбалт»).
— А не успеет ли «Газпром» достроить «Северный поток-2» до сентября?
— Мы этого пока не знаем. Там все время что-то срывается. Иногда три дня они вообще ничего не делают, потом проложат полкилометра и снова стоят. Поэтому пока не ясно, сколько еще может продолжиться это строительство. Кроме того, против этого проекта экологическими организациями открыто судебное дело. Непонятна также еще и американская позиция. По действующему в США закону, принятому еще в декабре 2019 года, американское правительство обязано принять меры против трубоукладчика «Академик Черский», который занят сейчас в этом проекте. Так что неясностей еще много.
— Но позиция президента США Джо Байдена по «Северному потоку-2» пока тоже не очень понятна…
— Пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки объяснила, что он считает его крайне плохим проектом и плохой затеей. Из Конгресса на него давят, требуя выполнять закон (2019 года), поэтому вполне возможно, что Госдеп вмешается и начнет включать новые организации в «черные списки» в рамках этих санкций.
— А что была за история с военными кораблями НАТО, которые якобы пытались помешать проведению работ по укладке труб на дно Балтийского моря?
— Да забудьте вы это! Эта история существует в мозгах российских телепропагандистов. Полная чушь! Картинки, которые показывались по ТВ, были сняты то ли в Аденском заливе, то ли еще где…
— Хорошо, тогда какие конкретные меры могут США предпринять против этого строительства?
— Санкции против всех организаций, которые в нем участвуют: страховых, сертификационных, против судов. Например, трубоукладчик «Академик Черский» принадлежал собственно «Газпрому». Затем «Газпром» перевел эту свою собственность на какую-то никому не известную фирму. Но в американском законе записано, что подобные транзакции, имеющие целью избежать наказания, отслеживаются. Соответственно, наказывать будут основного владельца судна, то есть сам «Газпром».
— То есть, по вашему мнению, все же маловероятно, что строительство «Северного потока-2» будет доведено до конца?
— Вероятность я не оцениваю. Но против этого проекта работают очень сильные факторы.
— Но и за него тоже не менее сильные…
— Ну, за него Россия и «Газпром», наплевавшие на все санкции и прокладывающие какие-то трубы. Причем, как я уже отметил, дело идет медленно, неуверенно, постоянно останавливаясь. Никаких других «за» нет. В Германии как выдали на него разрешение, так с тех пор и не шевелились. В Дании та же история. Выдали разрешение на него (по всем международным законам они не могли этого не сделать) и с тех пор никакого шевеления тоже нет.
— Меркель, тем не менее, уверяет, что проект выгоден Германии…
— Единственная выгода ФРГ от него в том, чтобы плюнуть на Украину и сделать Германию пунктом распределения российского газа в Европе взамен украинского транзита. Больше никакого интереса у нее нет. Потому что по остальным трубам: «Северный поток-1» плюс труба через Белоруссию и Польшу, Берлин может получать в полтора раза больше газа, чем он и так получает сегодня из России. «Северный поток-2» — это просто замена украинского транзита. То есть это чисто антиукраинский шкурный интерес.
— Но Меркель говорит, что «Северный поток-2» украинский транзит газа вроде как тоже не отрицает…
— Она много чего говорила. Если бы она была настроена серьезно, то в декабре 2019 года она могла бы надавить на «Газпром», заявив, что отберет разрешение на строительство «Северного потока-2», если он не сядет за стол переговоров с украинцами. Она этого не сделала. То есть с ее стороны это была двойственная политика. На словах рассказывать всем, что Путин пообещал сохранить транзит через Украину, а на деле поощрять строительство второго «Северного потока», то есть, замену украинского транзита. Если бы не вмешательство тогда американского Конгресса, то госпожа Меркель не только на словах, но и на деле способствовала бы прекращению украинского транзита.
Беседовал Александр Желенин