Posted 20 апреля 2021, 15:59

Published 20 апреля 2021, 15:59

Modified 30 марта, 11:52

Updated 30 марта, 11:52

Грузия все ближе к НАТО или альянс блефует?

20 апреля 2021, 15:59
Большинство населения Сакартвело из страха перед Россией выступает за вступление в Североатлантический блок. Но тот не торопится с приемом новичков.

Согласно результатам последнего социологического опроса Международного республиканского института (IRI), проведенного в Грузии, абсолютное большинство респондентов — 78% — в той или иной степени поддерживает вступление страны в НАТО. И только 8% высказались категорически против. Желающих вступить в Евросоюз оказалось еще больше — 83%.

Вырисовался конкретный и устойчивый прозападный курс населения Грузии (исключительно пророссийский поддержали всего 2% опрошенных), но при этом 71% респондентов высказались за продолжение диалога с РФ, и только 24% — против. 88% участников опроса видят в России политическую угрозу и 78% — экономическую. Но, несмотря очевидную «российскую угрозу», 58% заявили, что чувствуют себя в своей стране в безопасности, а ощущение незащищенности испытывают 37%.

Почему НАТО продолжает оставаться «любимчиком» грузин? Главными мотивами вступления в альянс опрошенные назвали обеспечение безопасности — 23%, обороноспособности — 20%, укрепление экономики — 13%, возвращение отколовшихся территорий (Абхазия и Южная Осетия) — 11%; стабильность — 8%, военная поддержка — 4%, лучшее будущее — 3%. Но при этом более половины респондентов — 53% — не знают, когда может наступить столь желанный момент. Только 23% настроены более-менее оптимистично — «после 2024 года». В пользу «никогда» высказались 12%.

Что говорят по поводу членства Грузии в НАТО власти страны, сам альянс и Россия? Премьер-министр Сакартвело Ираклий Гарибашвили, а его мнение разделяют практически все оппозиционные силы страны, на недавней встрече с генсеком Североатлантического блока Йенсом Столтенбергом заявил: «Пришло время продвижения Грузии в НАТО». По его убеждению, расширение альянса является необходимым условием для европейской и мировой безопасности. «Грузия нужна НАТО так же, как и НАТО нужно нам», — считает он.

Альянс с этим мнением, в принципе, согласен и продолжает повторять, что его двери открыты для Грузии. Вместе с тем, если кратко суммировать «посылы» Столтенберга, сроки вступления Грузии, а с ней и Украины, в НАТО определить пока невозможно. В частности, потому, что «Решение о членстве принимается консенсусом. С этим должны согласиться все союзники. … Я не могу назвать время, когда они сочтут, что Украина и Грузия в полной мере готовы присоединиться к альянсу».

Так что Грузии на данном этапе придется удовлетвориться тем, что в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте альянс пообещал: эти две страны станут его членами. А также и тем, что, по словам генсека, «мы сейчас помогаем Украине и Грузии приблизиться к членству» — проведением реформ в сфере безопасности, укреплением демократического контроля над вооруженными силами. Он открыто заявил, что Россия не имеет права мешать вступлению Грузии и Украины в альянс, который сейчас наращивает свое присутствие в Черноморском регионе в ответ на «агрессивные действия» со стороны Москвы. И в этом контексте усилено сотрудничество и партнерство НАТО с Грузией и Украиной. Курс на принятие в блок новых членов, подчеркнул генсек, «это не просто теория, а реальность».

Однако «реальность» эту разделяют далеко не все члены НАТО, поэтому вступление Грузии и Украины пока все еще остается на уровне теории. Вероятно, основным камнем преткновения для их принятия в альянс все же остается Россия, выступающая против расширения НАТО на восток: не все члены блока готовы конфликтовать с ней даже исходя из «высших интересов» безопасности.

Второе: и Грузия, и Украина имеют нерешенные территориальные проблемы, которые усугубятся вступлением этих двух постсоветских государств в альянс и создадут для него новую головную боль. Третье: уровень подготовки и боевой совместимости предполагаемых новичков стандартам НАТО не соответствует, хотя они и утверждают обратное.

И еще: внутриполитическая ситуация в Грузии подвержена перманентным «взрывам». Последний пример: в стране почти полгода не прекращаются митинги оппозиции, проигравшей парламентские выборы, и пытающейся добиться внеочередных, поскольку прошедшие были «фальсифицированы». Между тем тот же IRI информирует, что 53% опрошенных считают октябрьские выборы свободными, справедливыми и прозрачными. Собственно, это подтверждают и международные наблюдатели.

В парламент оппозиционные депутаты не вошли, и никто — ни Евросоюз, ни НАТО, ни США, принимающие активное участие в переговорах по нахождению консенсуса между властями и их многочисленными оппонентами, — не могли «загнать» «обиженных» в законодательный орган. И только пару дней назад большая часть оппозиции подписала с властями документ «Будущий путь Грузии», который, как считают международные посредники, а также грузинский премьер, является путем вывода Сакартвело из политического кризиса и «важнейшим шагом» к укреплению демократии. «Это победа Грузии!» — провозгласил президент Европейского совета Шарль Мишель, который лег костьми, чтобы оппозиционные депутаты вошли в парламент. Но только не самая радикальная оппозиция — «Национальное движение» и «Европейская Грузия»: они уперлись.

Означает ли это реальное завершение кризиса в Грузии? Вряд ли. И это тоже не способствует расположению государств — членов НАТО, к принятию столь политически нестабильной и к тому же бедной страны в свои ряды. Словом, пока желание альянса находиться в одной компании с Тбилиси, да и Киевом — тоже, можно расценивать как внешнеполитический блеф.

А что Россия? Она откровенно угрожает Грузии, желающей присоединиться к НАТО и Евросоюзу, «дальнейшей эскалацией напряженности и неопределенности в регионе». Замминистра иностранных дел РФ Андрей Руденко напомнил: «Мы знаем, как развивались события в 2008 году, когда Грузия и Украина получили сигналы о членстве в НАТО на саммите в Бухаресте. Полагаем, что тогда Саакашвили воспринял это как определенный сигнал, карт-бланш к силовым действиям. Мы все знаем, чем это закончилось». А закончилось это для Грузии августовской войной вышеупомянутого года, признанием Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и разрывом дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой. И теперь в этих двух регионах на административной границе Грузии дислоцированы военные базы РФ. В общем, место имеет открытая угроза без уточнения, какая еще часть Грузии может отколоться от нее, если Тбилиси сделает, с точки зрения Москвы, «неоправданный выбор» в пользу НАТО и ЕС.

Между тем многим политикам не чужда уверенность в том, что прими НАТО Грузию в 2008 году под свой «зонтик», четырехдневной войны тринадцатилетней давности вообще бы не было. Как написала член Европарламента и бывший министр обороны Литвы Раса Юкнявичене в своем Twitter, «Путина можно сдержать. Необходимо исправить ошибку саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, когда некоторые члены не согласились предоставить ПДЧ Украине и Грузии. Пришло время действовать, потому что Путин использует вакуум безопасности, чтобы терроризировать своих соседей и все демократии».

Впрочем, иные считают, что получи Грузия ПДЧ в 2008 году, одной только «войнушкой», признанием Абхазии и Южной Осетии Россия бы не ограничилась. Остается только гадать, какие меры были бы предприняты ею в отношении «строптивой» соседки, а не тех, кто решился на сближение с ней вопреки интересам Москвы. То есть опять бы пострадали грузины.

Словом, похоже на то, что НАТО водит Грузию за нос, и последняя прекрасно это понимает, но старается получить от нее максимальную пользу и, насколько возможно, «подстраховать» себя от угрозы со стороны России умозрительной «близостью» к альянсу, которая, то есть угроза, возникла в силу стремления Тбилиси к евроатлантической интеграции.

Ну а для НАТО, Грузия, как видно, важна в качестве механизма наращивания конфликтного потенциала с Россией на Южном Кавказе. Быть плацдармом если не для военных действий альянса против РФ (хотя до этого дело вряд ли дойдет), то орудием «сдерживания» Москвы, так сказать, чужими руками, тоже не самая приятная миссия, на которую Грузия сама себя и обрекла. Между тем, получив независимость, она имела широкие внешне- и внутриполитические возможности для маневрирования и нахождения собственной безопасной ниши в регионе. Но случилось так, как случилось.

Подпишитесь