Posted 16 апреля 2021, 13:30
Published 16 апреля 2021, 13:30
Modified 30 марта, 11:54
Updated 30 марта, 11:54
Запланированное на 21 апреля послание Владимира Путина федеральному парламенту фактически даст старт избирательной кампании по выборам в Госдуму, хотя подписания соответствующего президентского указа стоит ожидать не раньше середины июня. К этому сроку власти должны окончательно определиться с правилами игры на предстоящих выборах — это касается как самих участников парламентской гонки, так и избирательного законодательства.
Если говорить об участниках, то предвыборная партийная «поляна» практически оформилась, так что уже можно прогнозировать потенциальное распределение голосов по итогам выборов, которые должны состояться 19 сентября. Предполагается, что в них примут участие не более 14 политических организаций. При этом с высокой вероятностью партийный состав нового созыва Госдумы останется неизменным. Дело в том, что ни одна из партий-новичков, включая заботливо «взращенные» президентской администрацией, не сможет составить серьезную конкуренцию нынешней думской «четверке» — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
Так что главной задачей новичков станет вовсе не прохождение в Госдуму. Своим участием в избирательной кампании они должны поддержать иллюзию межпартийной конкуренции и постараться по максимуму «утилизировать» протестный электорат. А все голоса, которые соберут такие партии, в итоге распределятся между победителями парламентской гонки. Так, на выборах в Госдуму в 2016 году не прошедшие в парламент партии оттянули на себя более одной десятой части всех голосов, а теперь этот процент может оказаться еще выше. При этом нетрудно догадаться, что новички сыграют на руку, в первую очередь, «Единой России».
Тем не менее, для партии власти предстоящие выборы станут, пожалуй, самыми сложными за всю ее историю. Из-за повышения пенсионного возраста в 2018 году и продолжающей ухудшаться социально-экономической обстановки единороссы идут на выборы с рекордно низким для них рейтингом — на данный момент всего 31% вместо 46% (по опросам ФОМ), которым они располагали пять лет назад на волне «крымского консенсуса». До сих пор также неясно, кто возглавит предвыборной список этой партии. Пока лишь известно, что основную ставку «Единая Россия» сделает на одномандатные округа, которые, в отличие от прошлой кампании, не станет делить по договоренности с другими участниками.
Но это далеко не единственный способ сохранения за единороссами конституционного большинства в следующем созыве. Для обеспечения их победы уже успели «заточить» целый арсенал избирательных инструментов — многодневное голосование, частичное использование дистанционного электронного голосования (будет применено примерно в пяти-шести регионах), голосование по почте и на придомовых территориях и т. д. Все это относится к методам повышения явки лояльного избирателя. В ход, конечно, пойдут и другие политические технологии.
Не секрет, что так называемый «оборонительный консенсус» и будет определять содержание всей предстоящей избирательной кампании. Власти извлекли политическую выгоду из временной нейтрализации оппозиционного политика Алексея Навального и используют активную поддержку его странами Запада как еще одно доказательство ведущейся против России «гибридной войны». А значит, все, кто поддерживают Навального, автоматически записываются в «пятую колонну», с которой решено больше не церемониться.
Одной из отличительных особенностей выборов в Госдуму станет фактическое разделение властями оппозиции на приемлемую и неприемлемую — как раз по принципу отношения к Навальному. Представителей последней, по сути, предлагается изолировать, то есть обеспечить, в том числе на законодательном уровне, заведомо невыполнимые условия для участия в выборах, а то и вовсе лишить их такой возможности «на корню».
Отсечением несистемной оппозиции от выборов и займется в оставшееся до выборов время уходящий состав Госдумы, хотя эта работа началась еще в середине ноября. Главным образом депутаты сосредоточили свои усилия на попытках возвести всевозможные барьеры на пути «умного голосования», а также на противодействии «иностранным агентам», в которые, как несложно догадаться, и будут записывать всех сторонников Навального. При этом работа ведется и по другим направлениям — постоянно расширяется список уголовных статей, которые исключают возможность регистрации в качестве кандидатов в депутаты, по-прежнему сохраняется возможность отказа в регистрации на основании малейших несоответствий при сборе подписей, также фильтруются предварительные списки партий на предмет присутствия в них «нежелательных» кандидатов и т. д.
Другими словами, делается все, чтобы усложнить участие в выборах для несистемной оппозиции и тем самым создать максимально комфортные условия для «партии власти». Не далее, как на прошлой неделе, Госдума окончательно приняла два закона, призванные превратить иноагентов в «страшилку» для избирателей, а системным партиям преподнесли подарок, обеспечив прохождение в новый созыв Госдумы для партийной верхушки и спонсоров. В последнем случае речь идет о расширении общефедеральной части партийного списка на выборах в Госдуму с нынешних 10 человек до 15-ти.
Что же касается пресловутых иноагентов, то сначала депутатам предлагали вообще лишить их права избираться в парламент. Но в Госдуме на это не пошли, зато решили максимально ужесточить условия допуска иноагентов на выборы. Например, из активного участия в избирательных кампаниях будут исключены, помимо НКО-иноагентов, также незарегистрированные общественные объединения и СМИ-иноагенты. Появляется еще один вид нежелательных кандидатов — лица, аффилированные с иноагентами, со всеми вытекающими из такого статуса ограничениями (это, в частности, делается с прицелом на жен оппозиционеров, чтобы в России не повторился белорусский сценарий со Светланой Тихановской в главной роли).
Всем иноагентам также вменяется в обязанность указывать крупным шрифтом свой статус в подписных листах, агитационных материалах и избирательных бюллетенях впереди партийной принадлежности, если таковая есть.
Другое дело, что подобная борьба властей с иноагентами может произвести противоположный эффект, потому как столь тщательно помечая «нежелательных» кандидатов, они, по сути, сигнализируют протестным избирателям за кого тем надо голосовать.
Елена Земскова