Posted 14 апреля 2021, 15:28
Published 14 апреля 2021, 15:28
Modified 30 марта, 11:55
Updated 30 марта, 11:55
Президент США Джо Байден в телефонном разговоре предложил российскому коллеге Владимиру Путину провести саммит в третьей стране, сообщил Белый дом. «Президент Байден подтвердил свою цель выстраивания стабильных и предсказуемых отношений с Россией в соответствии с интересами США и предложил встречу-саммит в третьей стране в предстоящие месяцы для обсуждения полного спектра вопросов, с которыми сталкиваются США и Россия».
Для Соединенных Штатов ключевым противником на данном историческом отрезке является Китай. И только Китай. Безусловно, когда заходит речь о США или Китае, нужно уточнять, каких именно США и каком именно Китае, так как внутренняя борьба в этих странах и жесткие противоречия внутри национальных элит требуют уточнений.
Однако в любом случае сегодня есть два ключевых глобальных игрока — американская и китайская элиты, пускай и со своими внутренними противоречиями. И между ними неизбежна конкуренция, которая подчиняется достаточно понятным законам. Один из которых заключается в необходимости ослабления (либо, что то же самое, недопущении усиления) противника. «…Лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости…» — эти слова приписывают Сунь-Цзы, и они вполне справедливы и сегодня.
Задача Байдена — не дать Китаю усилиться за счет России. Для этого совершенно необязательно делать Кремлю какие-то подарки. Достаточно обрисовать проблемы, которые Кремль получит, если все-таки его шантаж Запада дружить с Китаем зайдет слишком далеко. Проблем же можно получить достаточно много, причем проблем неразрешимых. И, кстати, совершенно не зря последние дни ежедневно идут заявления российских чиновников о том, что мы готовы к интенсификации санкций вплоть до отключения от платежных систем. Это, конечно, слова, причем слова, не слишком подкрепленные чем-то серьезным. К этому никто серьезно и не относится. Здесь важно то, что Кремль прекрасно понимает, чем именно может и будет угрожать Байден и пытается хотя бы на вербальном уровне продемонстрировать, что его не испугать.
Если встреча состоится, то скорее всего, она будет проходить именно в таком ключе. Для публики, возможно, бросят кость, отвлекающую от ключевой темы переговоров. Скажем, каким-то образом будет достигнута договоренность о снижении уровня угроз вокруг Донбасса. Российская пропаганда сможет использовать это как демонстрацию успеха: смотрите, мы передвинули нашу армию, и трусливые америкашки пошли на попятную. Однако вряд ли Байден будет встречаться с Путиным по поводу Украины — это слишком мелко. Не тот уровень. Китай — вот уровень Байдена и его реальный интерес.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик